Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
3 комментария«Чего вы от нас хотите»
Медведев заявил о коррумпированности таможни
10 лет попыток изменить в России таможенную структуру коту под хвост. Она по-прежнему остается коррумпированной и бюрократизированной, признал премьер Дмитрий Медведев. Государству, по его мнению, надо уже определиться, что важнее – открытая дорога для бизнеса или доходы в бюджет, которые приносит таможня.
«Наша таможенная структура, несмотря на то, что мы ее стараемся менять уже лет 10, все равно остается крайне формальной, весьма затратной, весьма бюрократической и, к сожалению, очень коррумпированной», – сказал премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя выступление на форуме «Иннопром» одного из иностранных участников, пожаловавшегося на российских таможенников.
Фискальную функцию таможенных органов надо свести к минимуму и переложить ее на налоговые органы
При этом премьер отметил, что, если удастся реализовать меры, предусмотренные в подписанных им «дорожных картах» правительства по таможенной сфере, то ситуация улучшится.
«Даже пересаживание людей в разные кресла не приносит должного эффекта. Значит, государству пора задуматься над тем, какова роль таможни в нашей экономической системе», – подчеркнул Медведев, передает «Прайм».
«Когда я разговариваю с руководителем нашей таможенной службы, он мне задает вопрос, на который не так просто отвечать, он говорит: вы тогда сами определитесь, чего вы от нас хотите, чтобы мы просто контролировали порядок ввоза и вывоза товаров на таможенную территорию РФ, чтобы законы соблюдались – это одна цель, или вы хотите, чтобы мы зарабатывали для государства большие деньги – это другая цель, и мы этим занимаемся, и собираем весьма и весьма значительные таможенные сборы, которые идут на формирование государственного бюджета», – рассказал премьер.
Он признался, что «на этот вопрос нет однозначного ответа». «Таможня должна заниматься и тем, и другим, а вот в каких пропорциях? Что для государства важнее – открытая дорога для бизнеса, создание новых рабочих мест, создание новых производств, поставки новых комплектующих? Или фискальная задача? И где этот баланс? Вот с этим-то как раз и предстоит определиться», – подчеркнул Медведев.
Он привел пример с фирмой Siemens, глава которой жаловался на то, что «зачастую дешевле ввезти в Россию готовую продукцию, чем инвестировать в производство и ввозить комплектующие, которые в конечном итоге создают новые рабочие места». «Это все звенья одной цепи», – заключил глава правительства.
Дорожная карта
Дорожная карта по совершенствованию таможенных процедур была одобрена председателем правительства 3 мая этого года.
Перед Агентством стратегических инициатив при разработке дорожной карты по совершенствованию таможенных процедур стояла задача – вывести Россию к 2018 году на 19-е место по показателю «Трансграничная торговля» в рейтинге Doing Business. Сейчас Россия занимает малопочетное 160-е место из 183 возможных позиций в этом рейтинге, говорил ранее вице-президент «Деловой России» и председатель комитета по внешнеэкономической деятельности и таможенному регулированию Виталий Сурвилло.
- Высокопоставленный таможенник задержан за взятку
- "Мерседесы" для ФТС закупили с нарушениями
- В ФТС объяснили, зачем Таможенной академии "Мерседесы"
- Названо место России в рейтинге мировой торговли
- Россия подозревает Минск в мошенничестве с пошлинами
Сейчас, по оценкам Всемирного банка, для того, чтобы товар пересек границу России, требуется 36 дней, до 10 документов, а стоимость ввоза стандартного контейнера составляет 1800 долларов. АСИ придумала, как должна измениться ТС к 2018 году. Так, количество документов, необходимых для таможенного оформления груза, должно уменьшиться с 10 до четырех, срок – с 36 до семи дней, затраты сократится вдвое. Время таможенного контроля должно сократиться до двух часов с момента предоставления товара или документов.
Кроме того, предлагается провести эксперимент, который предусматривает перенос сроков оплаты сборов за нерискованные товары. «На данный момент действует система, согласно которой деньги за предстоящий вывоз взимаются еще до самой операции, и если при вывозе плательщик указал в декларации недостоверные данные, он очень сильно рискует. И даже малейшие недостоверные сведения могут являться основанием для шантажа со стороны таможенников», – указывает адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев. Новый механизм предусматривает возможность внесения денег в течение 14 дней после пропуска товара на таможне при наличии генеральной банковской гарантии. Новая модель таможенного оформления должна снизить коррупцию, когда авансовые платежи, обеспечивающие процедуру растаможки, зависают в воздухе. Если по истечении двух лет эксперимент МЭРом будет признан удачным, то он станет реальностью.
МЭР в рамках реализации дорожной карты должно подготовить проект нормативного правового акта, предусматривающего исключение возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области таможенного дела подведомственным и зависимым от ФТС России организациям и предприятиям.
Предлагается также расширить упрощения для уполномоченных экономических операторов, создать условия для мотивации должностных лиц ТО, в частности, предоставить новые социальные гарантии и повысить оплату труда таможенникам.
Осенью Медведев, кстати, обещал таможенникам повышать зарплаты, правда, после того, как это будет сделано в полиции, где уровень доходов был еще меньше. «Нельзя призывать к честности и чистоте мундира – и платить деньги, которые не позволяют нормально жить», – говорил тогда Медведев в качестве президента.
В дорожной карте также предлагается пересмотреть главу 16 КоАП, по которой сегодня можно тотально привлекать бизнесменов к штрафам.
Федеральная таможенная служба далеко не со всеми предложениями оказалась согласна. К примеру, она категорически отказалась от идеи саморегулируемых организаций и развития института таможенных представителей.
Что для государства важнее – открытая дорога для бизнеса, создание новых рабочих мест? Или фискальная задача?
Как бы то ни было, основная часть положений дорожной карты на заседании в июне была одобрена Владимиром Путиным. А премьер Медведев дал поручение МЭР и Минфину решить вопрос с аффилированными структурами и вопрос по 14 дням. Остальные спорные вопросы должны урегулировать соответствующие органы исполнительной власти.
Где баланс
Единого мнения о том, какая функция у таможни должна быть в приоритете – фискальная или контролирующая, нет и у экспертов. Таможня действительно вносит существенный вклад в бюджет страны. Так, за январь–апрель 2012 года таможенники собрали 2 018,59 млрд рублей. Для сравнения: налоговые органы отчитались о сборе 3 493,8 млрд. рублей за тот же период. «Показатели у ФТС неплохие, но сборов могло быть и больше, если бы не коррупция. О работе таможни нельзя судить исключительно по цифрам, поскольку большие таможенные сборы могут быть взысканы с плательщиков необоснованно и крайне нечестно, в целях вымогательства взятки», – считает адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев.
По его словам, в России так исторически сложилось, что таможня изначально – это фискальный орган, который зарабатывает деньги для государственных нужд, а уже потом государство стало использовать таможню для поддержки национальных производителей и расширения контрольных функций. «Но даже сейчас сам по себе контроль осуществляется не только с помощью властных полномочий, но и регулированием таможенных пошлин. А таможенная пошлина – это фискальный инструмент. Таким образом, нельзя рассматривать функции по сбору пошлин и контроль обособленно друг от друга», – считает Соничев.
Однако государство – это не коммерческая корпорация, поэтому контроль для него должен оставаться в приоритете: «Потребности казны в таможенных сборах не должны ставиться выше потребностей экономики», – полагает юрист.
Зампредседателя совета Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Шпак еще более категоричен, и считает, что фискальную функцию таможенных органов надо свести к минимуму, и вообще переложить ее на налоговые органы, в том числе перераспределив таможенные пошлины в пользу налоговых ставок. «Данная модель позволит бизнесу иметь понятную, законную и простую систему формирования стоимости на ввозимую продукцию, а государству – понятную и управляемую систему сбора налогов», – считает Шпак.
Сейчас усиление фискальных функций таможни является негативным фактором, препятствующим развитию бизнеса. «Не секрет, что основные махинации в таможенной сфере сосредоточены в области занижения размера таможенных платежей, за счет чего достигается конкурентная цена на продукцию. В отношении некоторых групп товаров такое занижение является единственным способом формирования конкурентной цены при высоких сопутствующих издержках внутри страны», – отмечает Шпак.
В итоге, по его словам, ни для кого не является секретом, что таможня недополучает огромные суммы пошлин в связи со злоупотреблениями внутри таможни и со стороны бизнеса. «Эти суммы государство могло бы получать за счет налоговых отчислений. Сосредоточить усилия по наведению порядка с собираемостью налогов в рамках одной структуры (Федеральной налоговой службы) было бы намного эффективнее, чем пытаться решить ту же задачу еще и в Федеральной таможенной службе», – уверен зампредседателя совета Ассоциации молодых предпринимателей России.
Роль таможни, по его мнению, должна сводиться к контролю ввозимого товара и оценке его качества. «При этом процедуры таможенного контроля должны быть максимально простыми и эффективными. Ведь, если таможня станет для бизнеса помощником и партнером, то государство получит от этого намного большую пользу, в виде интенсивного роста бизнеса и связанной с таким ростом собираемостью налогов», – считает Денис Шпак.
«Один из законов бизнеса гласит: «Если твой бизнес имеет препятствия для быстрого развития – устрани препятствие или обойди его». Коррупция является главным инструментом для обхода препятствий. Если же препятствия не будет – бизнес никогда не станет вовлекаться в коррупцию. Чем быстрее государство перейдет от перетасовки чиновников к выстраиванию простых и эффективных государственных процессов в таможенных органах, тем быстрее в России появится свободный и растущий рынок», – считает зампредседателя совета Ассоциации молодых предпринимателей России.