Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Эрдогану не удастся построить трубу через Сирию

Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

71 комментарий
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

2 комментария
30 мая 2012, 20:50 • Экономика

Кроме нефти и газа

Названо, какие российские несырьевые товары нужны за рубежом

Кроме нефти и газа
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Полина Спелова

Словосочетание «сырьевой придаток» прочно закрепилось за Россией. Основной наш экспортный товар – сырье, машиностроение в российском экспорте занимает всего 3,6 (!) процента. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, что именно входит в эти проценты и какие несырьевые товары отечественного происхождения все-таки находят спрос за границей.

Вступив в должность президента России, Владимир Путин сразу подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором глава государства постановил модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, при этом увеличив объем инвестиций в эту отрасль не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году. Эти меры позволят увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

Это уникальнейшее оборудование для металлургических заводов, позволяющее получить газы криптон и ксенон, которые используются в радиоэлектронике, космонавтике, медицине

С другой стороны, сейчас полным ходом идет работа по разработке «дорожной карты» по поддержке российских экспортеров высокотехнологичных продуктов, которая позволит России диверсифицировать свой товарный экспорт. По замыслу чиновников, к 2018 году количество российских компаний-экспортеров удвоится. Причем уже в следующем году число промышленных экспортеров увеличится на 10%. Вырастет также и объем несырьевого экспорта к концу 2013 года на 15%, к концу 2015 года – на 40%, а к 2018 году – в 2,5 раза.

К сожалению, пока доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта составляет мизерные 3,6% (в 2010 году – 4,2%), в том числе: летательные аппараты – 1,2%, легковые автомобили – 0,1%, грузовые автомобили –0,06%. Доля нанотехнологичных продуктов в экспортной структуре выглядит еще скромнее. Так, по последним данным за 2010 год, она составила примерно 0,06% (268 млн долларов). По доле высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта показатели России сравнимы с ЮАР – 3,02% и Турцией – 3,44%, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Если говорить о лидерах-экспортерах высокотехнологичной продукции, то на первом месте стоят Филиппины с долей 54,33%, затем следуют Китай (50,79%), Тайвань (48,09%), Малайзия (44,50%), Израиль (31,11%), Таиланд (30,65%), США (28,51%).

Если посмотреть в глобальном масштабе – в общем объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров, то присутствие России, можно сказать, вообще незаметно, поскольку ее вклад составляет всего лишь 0,14%. Страны-лидеры: Китай (23,67%), США (11,62%), Германия (7,45%), Тайвань (5,65%), Япония (4,99%).

Отметим, что львиную долю российского экспорта высокотехнологичных товаров составляет продукция оборонно-промышленного комплекса. В этом Россия всегда была сильна. Как и в аэрокосмической отрасли, где, несмотря на последние неудачи, страна занимает пока твердые позиции на рынке. Поскольку данное обстоятельство общеизвестно, газета ВЗГЛЯД решила оставить эти отрасли за скобками настоящего текста. Если говорить о других, более гражданских отраслях, то драйверами роста высокотехнологичного экспорта, безусловно, является атомная и гидроэнергетика.

Обгоним Siemens

АЭС

АЭС "Бушер" (фото: EPA/ИТАР-ТАСС)

В сфере энергетики Россию на внешних рынках презентует Росатом, который на сегодняшний день имеет портфель зарубежных заказов на сумму более 50 млрд долларов на ближайшие 10 лет.

Число контрактов на строительство АЭС за рубежом составляет 21 энергоблок в девяти странах. Причем по 19 блокам уже подписаны межправительственные соглашения. Речь идет о таких странах, как Китай (четыре блока), Индия (четыре блока), Белоруссия (два блока), Армения (один блок), Украина (два блока), Вьетнам (два блока) и Турция (четыре блока).

Вместе с тем правительство ставит перед производителями энергооборудования амбициозные планы: к 2020 году экспорт энергооборудования должен достичь в пересчете на мощность 10 ГВт в год (в 2012 году он составит всего лишь 3 ГВт).

Причем экспорт будет наращиваться не только за счет Росатома, но также за счет экспорта гидравлических и паровых турбин, которые используются при строительстве электростанций. Сегодня 38% паровых турбин, произведенных в России, поставляется на экспорт, гидравлических турбин – 63%, газовых турбин – 28%. Однако сейчас в России делается ставка на производство турбин малой и средней мощности, чтобы завоевать внешние рынки, необходимо производить  в том числе турбины большой мощности, а этим занимается пока только одна компания – «Силовые машины». Дело в том, что производство турбин большой мощности позволит создавать крупные энергоблоки (более 400 МВт).

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, к 2030 году Россия должна будет занять 15% мирового рынка энергомашиностроения против нынешних 2%, то есть обогнать Siemens (сейчас у них 10%) и догнать Alstom (16%).

Российский автопром удивит Европу

#{image=579908}Большие экспортные амбиции питает «АвтоВАЗ». Дело в том, что в марте текущего года «АвтоВАЗ» начал экспортные поставки своего нового бюджетного седана  Lada Granta. Было поставлено 358 машин в такие страны, как Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова и Киргизия. Эти машины были предназначены для проведения тест-драйвов в дилерских центрах  Lada .

Между тем бюджетный седан от «АвтоВАЗА» будет также продаваться в Европе. Уже в июне европейская премьера автомобиля пройдет в рамках автошоу в немецком Лейпциге.

Официальным продавцом российской автомобильной продукции станет компания Lada Automobile GmbH. Учитывая жесткие европейские нормы безопасности, все поставляемые автомобили будут комплектоваться системой ABS последнего поколения и кондиционером. Первые партии Lada Granta завезут в Германию, Францию, Испанию и Италию во второй половине текущего года. Цены на европейскую «Гранту» стартуют с 6000 евро.

Если говорить об успехах, то по итогам 2011 года «АвтоВАЗ» поставил на экспорт 56 тыс. автомобилей Lada – на 32,9% больше, чем годом ранее. Крупнейшими экспортными рынками автомобилей Lada в прошлом году стали Украина, Казахстан и Азербайджан. В модельной структуре экспорта «АвтоВАЗа» лидирует Lada Samara – на эту модель приходится более 30% поставок автомобилей Lada за рубеж.

Если говорить о грузовых автомобилях, то в этом сегменте весьма уверенно себя чувствует группа «КамАЗ». В 2011 году в ближнее и дальнее зарубежье ею было поставлено порядка 5 тыс. единиц техники: грузовые автомашины, сборочные комплексы, прицепная техника, автобусы.

Всего предприятие осуществляет поставки своих автомобилей в 24 страны, причем как ближнего, так и дальнего зарубежья: Куба, Судан, Афганистан, Индия, Вьетнам и так далее. Вместе с тем предприятие признает, что ключевыми рынками сбыта по-прежнему остаются Украина и Казахстан.

#{image=602255}Стоит отметить, что в 2010 году было открыто совместное индийско-российское предприятие «КамАЗ Вектра Моторз Лимитед» в городе Хосур штата Тамил-Над. Ранее предприятие  планировало к 2013 году выпускать до 4–5 тыс. автомобилей в год. Основными клиентами совместного предприятия являются строительные компании, а также компании по добыче полезных ископаемых.

Причем «КамАЗ» поставляет на экспорт не только готовые автомобили, но и запчасти. К примеру, компания специально для венесуэльского рынка спроектировала шасси (с колесной формулой 4х2), которое будет использоваться при производстве 32-местных пассажирских автобусов для городских и междугородних перевозок. Потребителями шасси в Венесуэле будут автобусные заводы Caroserias Andina и Caroserias Urena. В целом потребность Венесуэлы в подобного рода автобусах оценивается в 4–5 тыс. единиц в год.

Еще одним заметным автопроизводителем, который представляет Россию на внешних рынках, является ТК «Ивановская марка», продающая автокраны. В прошлом году компания поставила на внешние рынки 128 автокранов.

Основными странами-импортерами стали Казахстан, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Армения, Молдова, Узбекистан, ряд стран Ближнего Востока – Сирия, Египет, а также Куба. Наибольший объем поставок – в Казахстан и Азербайджан.

«Спросом у зарубежных заказчиков пользуются 25-тонный автокран КС-45717-1 и 16-тонный автокран КС-35715. Стоит отметить, что именно эти модели наиболее популярны и у российских покупателей. Автокраны «Ивановец» серии АК-25 по своим техническим и эксплуатационным характеристикам значительно превосходят все аналоги конкурентов», – сообщили газете ВЗГЛЯД в компании «НАМЭКС» (экспортное подразделение ТК «Ивановская марка»).

В 2012 году компания начала выпускать автокраны, оснащенные стрелой, профиль которой имеет овоидную форму. Преимуществами такой стрелы являются высокая прочность, меньшая масса и большее сопротивление потере устойчивости в сравнении с применяемыми в настоящее время стрелами всех российских производителей. Именно модели с овоидной стрелой в настоящий момент становятся наиболее востребованными в линейке автокранов «Ивановец».

«Основными конкурентами «Ивановца» на рынках дальнего зарубежья являются производители автокрановой техники из Китая, а также мировые лидеры: LIEBHERR, TADANO и TEREX. Но их продукция значительно дороже, что позволяет НАМЕКСу выигрывать у них тендеры (в частности, в Египте)», – сказали газете ВЗГЛЯД.

Интересным российским экспортным проектом является производство дизель-поездов, которое осуществляет Метровагомаш. В прошлом году прошла презентация первого дизельного поезда, произведенного специально для железных дорог Сербии. Всего по контракту, заключенному еще в 2010 году, будет изготовлено 12 дизель-поездов в двухвагонном исполнении. Такие поезда предназначены для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах.

Кроме того, Метровагонмаш изготовит для Софийского метрополитена в 2012 году 18 трехвагонных составов.

По заказу Софийского метрополитена впервые на данных вагонах будут применены колеса с системой шумогашения. Также согласно желанию болгарской стороны на вагонах будет использоваться покрытие «антиграффити» – как снаружи, так и внутри вагонов.

В настоящее время парк софийского метро насчитывает в общей сложности 85 вагонов. Все они в разные годы изготовлены на Метровагонмаше.

Поезда Метровагонмаша успешно эксплуатируются на Украине, в Литве, Венгрии, Чехии. Всего в 16 городах 11 стран мира эксплуатируются более 6000 вагонов, выпущенных предприятием.

Согреваем Китай

Оборудование по сжижению природного газа (фото: kartinki-oborudovanie.ru)

Оборудование по сжижению природного газа (фото: kartinki-oborudovanie.ru)

Один из высокотехнологичных продуктов, который пользуется спросом на международных рынках, – это оборудование по ожижению природного газа, которое необходимо для обеспечения природным газом труднодоступных населенных пунктов, малой энергетики. Такое уникальное оборудование производит российская компания «Криогенмаш». Особой популярностью такие блоки пользуются в Китае. «За последние два–три года мы поставили Китаю порядка 10 блоков по ожижению природного газа разной производительности. Блоки ожижения – это основная часть мини-завода СПГ. Помимо Китая,   интерес проявляют также страны Юго-Восточной Азии и Индия»,  – рассказал представитель компании «Криогенмаш» Александр Мазин газете ВЗГЛЯД.

Помимо блоков по ожижению природного газа интересом пользуются установки разделения редких газов. «Подобные установки способны сделать только три–пять компаний в мире. Одну такую установку мы уже поставили в Китай, вторая находится в процессе доставки. Это уникальнейшее  оборудование для металлургических заводов, позволяющее получить газы криптон и ксенон, которые используются в радиоэлектронике, космонавтике, медицине. Это очень сложное и наукоемкое оборудование, и просто так скопировать и повторить его невозможно», – продолжил Александр Мазин.

Освещаем Европу

Светодиодный прожектор повышенной яркости (фото: optogan.ru)

Светодиодный прожектор повышенной яркости (фото: optogan.ru)

Еще одним интересным российским экспортным продуктом являются светодиоды и светодиодная техника, которая пользуется спросом в Европе. Небольшая российская компания «Оптоган» – проектная компания Роснано – поставляет светодиодные светильники и лампы в Италию. Недавно компания даже открыла офис продаж своей продукции в итальянском городе Варезе.

Италия была выбрана неслучайно, поскольку эта страна является центром развития архитектурного освещения. Как отмечает исполнительный вице-президент компании «Оптоган» Алексей Ковш,  потенциал рынка светодиодных ламп в Италии весьма высокий. Помимо Италии, «Оптоган» поставляет свою продукцию в Турцию, Германию, Францию.

Причем компания вышла на внешние рынки лишь в прошлом году и уже ставит уверенные планы по росту продаж. «Объем экспорта нашей продукции в прошлом году был невелик, поскольку мы только вышли на рынок. Экспорт составил 2 млн долларов, что равно 10% нашей выручки за 2011 год. В этом году мы уверенно наращиваем европейские продажи и увеличим их в несколько раз», – комментирует Алексей Ковш газете ВЗГЛЯД.

Европейских потребителей привлекает соотношение цены  и качества российских светодиодов. «Конечно, цена и качество являются основными параметрами. С другой стороны, в силу небольших размеров компании мы более мобильны. Это позволяет заинтересовывать наших клиентов быстрой реакцией и адаптацией наших продуктов под их требования», – продолжил Алексей Ковш.

Вместе с тем компания поставляет и уникальный продукт на европейский рынок. «Недавно мы вывели на рынок уникальные светодиоды, которые показывают самую высокую габаритную яркость в перерасчете на размер светодиода. Этот продукт уже поставляется в десятки европейских компаний, что, прежде всего, связано с его уникальными потребительскими свойствами, а не с ценой», – подчеркнул Алексей Ковш.

Есть чем гордиться в приборостроении

Дозиметр СОЭКС (фото: soeks.ru)

Дозиметр СОЭКС (фото: soeks.ru)

Российские электроприборы также нашли свою нишу на международном рынке. Здесь стоит упомянуть российские дозиметры компании «СОЭКС» Причем к этой продукции интерес проявляет даже Япония. Дозиметры также продаются на Украине, в Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Японии, Германии, Франции, США.

Особой популярностью пользуется новая модель дозиметров SOEKS 01М, которая подкупает взыскательных потребителей простотой управления.  Второе достоинство устройства – быстрое время измерений. Прибор сообщает о состоянии радиоактивного фона уже через 10 секунд. Это самая высокая скорость проведения замеров среди дозиметров бытового назначения.

Традиционно дозиметр выпускался на двух языках – английском и русском. Однако из-за роста интереса со стороны японцев партия дозиметров модели 01М была выпущена также и на японском языке.

Российским производителям доверяет даже Европейский центр ядерных исследований (CERN), который заказал у Дивногорского завода низковольтных автоматов (ДЗНВА) 600 выключателей ВА-57-35 для Большого адронного коллайдера. Сумма контракта составляла 130 тыс. долларов.

«Использование нашего оборудования такой компанией, как CERN, наилучшим образом подтверждает его качество, – сообщил генеральный директор ОАО «ДЗНВА» Андрей Лопатин. – Для своих проектов CERN выбирает поставщиков с особой тщательностью, и мы гордимся тем, что попали в их число. Наша продукция за несколько лет работы показала себя только с лучшей стороны, и лишнее свидетельство этому – новые соглашения с Европейским центром».

Разволноваться мировых производителей электроприборов заставила небольшая российская компания «Симикон», которая готовится в конце года представить рынку камеру слежения за дорожной обстановкой Cordon, предназначенную для автоматического выявления нарушений скоростного режима с возможностью передачи данных по каналам связи на сервер центра обработки данных. Отличительная особенность нового фоторадарного комплекса – одновременный контроль всех целей на четырех полосах движения в обоих направлениях.

Датчик автоматически измеряет скорость, распознает номера всех транспортных средств в зоне контроля и сохраняет две фотографии для каждого нарушителя: общим планом (групповой снимок всей зоны контроля с выделением данного нарушителя) и крупным планом (фотография нарушителя с визуально различимым номерным знаком).

Планируется, что комплекс будет готов к выпуску в 2012 году. Пока он находится в стадии разработки.

В начале этого года компания разместила в интернете видеоролик, в котором подробно описывается принцип работы будущего радара. Клип вызвал ажиотаж не только среди российских пользователей, но и в западной блогосфере.  Сам видеоролик набрал около миллиона просмотров. Прошел даже слух, что разработкой российских инженеров заинтересовалась американская полиция. Но в компании «Симикон» не подтвердили эту информацию. Новинка будет готова только лишь в конце года, поэтому конкретных предложений о поставках пока не поступало. 

..............