Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

3 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

15 комментариев
10 апреля 2012, 16:55 • Экономика

Почти аэропорт

На российских вокзалах откроют Duty Free

Почти аэропорт
@ Reuters

Tекст: Полина Спелова

Первый в России и второй в мире магазин беспошлинной торговли на железнодорожном вокзале появится на Финляндском вокзале Петербурга. Соответствующее разрешение в РЖД получили от правительства. Эксперты рассказали, сколько можно заработать на этом бизнесе и в чем разница между Duty Free в аэропортах и на железной дороге.

Правительство разрешило РЖД открыть сеть привокзальных магазинов Duty Free. Распоряжение кабинета министров, дополняющее перечень видов деятельности, которые могут осуществляться в пределах железнодорожных пунктов пропуска, премьер-министр Владимир Путин подписал 5 апреля.

Беспошлинной торговлей на вокзалах будут заниматься дружественные РЖД компании

Первой ласточкой станет Финляндский вокзал Петербурга, откуда пять раз в день курсируют поезда в Хельсинки. В дальнейшем пункты беспошлинной торговли будут создаваться на других вокзалах, где курсируют поезда международного сообщения, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов.

Всего, по словам топ-менеджера, может быть реализовано 30 таких проектов. При этом Абрамов отметил, что проекты будут реализовываться на средства частных инвесторов, партнеров РЖД. «Предложений значительное количество. Будет конкурс», – сказал он, передает «Интерфакс».

Вместе с тем, можно прикинуть примерный оборот Duty Free на Финляндском вокзале. Так, если рассчитывать, что поезда этого направления будут полностью заполнены и магазин посетит каждый пятый пассажир (именно такую оценку дают эксперты), потратив при этом в среднем порядка 50 евро, то оборот в день получится примерно 16 тысяч евро, а в год получится нешуточная цифра в 5,84 млн евро.

С 2009 года Финляндия установила новые таможенные правила, которые соответствуют таможенным правилам Евросоюза. К примеру, один человек старше 20 лет, который собирается провести в Финляндии более трех дней, может провезти с собой пол-литра водки, бутылку шампанского, 4 литра вина и 16 литров пива, также можно ввезти один блок сигарет (200 штук) или 50 сигар.

В настоящее время на российском рынке работают более 25 крупных операторов беспошлинной торговли, которые оперируют 150 магазинов Duty Free. По некоторым оценкам, их совокупный ежегодный оборот составляет порядка 1 млрд евро.

«Если рассматривать выручку аэропортов от торговли, то они в основном зарабатывают на аренде, которая на 30–40% выше, чем в среднем по городу. Основные же доходы от Duty Free получает сам оператор беспошлинной торговли», – комментирует газете ВЗГЛЯД соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов.

Однако эксперт сомневается, что такой лакомый кусок РЖД отдаст операторам и будет зарабатывать только лишь на аренде.

«Для организации Duty Free на вокзалах могут быть привлечены как операторы, работающие в аэропортах, например, Аэроферст,  Heinemann,  Dufry, так и вновь созданные операторы, аффилированные с РЖД. Нам представляется, что второй вариант более вероятен, и беспошлинной торговлей на вокзалах будут заниматься дружественные РЖД компании», – рассуждает Адамидов.

Вместе с тем есть и пессимистичные оценки. Некоторые эксперты сомневаются в успехе данного проекта, поскольку разница между Duty Free в аэропортах и беспошлинными магазинами, которые расположены на сухопутных границах, очень велика.

«Во-первых, у авиапассажиров есть достаточно много времени для того, чтобы прогуляться по Duty Free, особенно если идет речь о стыковочных рейсах. В Duty Free на железнодорожном вокзале человек всегда будет ограничен по времени – на магазин он может потратить только лишь 20–30 минут. Во-вторых, в Duty Free в аэропортах пассажиры чаще всего покупают алкоголь для полета, поскольку любая жидкость в ручной клади изымается при досмотре. При посадке в поезд никто ничего не отбирает, поэтому необходимости в покупке именно в Duty Free нет», – комментирует газете ВЗГЛЯД  директор маркетингового агентства FDFgroup Сергей Гнедков.

Беспересадочные вагоны международного сообщения ОАО «РЖД» курсируют в Белоруссию, на Украину, в Абхазию, Нидерланды, Чехию, Черногорию, Словакию, Германию, Австрию, Сербию, Пхеньян, Китай, Монголию. Всего РЖД осуществляют пассажирские перевозки в 20 стран Европы и Азии.

Однако самым востребованным направлением является маршрут Санкт-Петербург – Хельсинки, поскольку время следования составляет всего лишь 3 часа 36 минут. Для сравнения: поезд Москва – Подгорица (Черногория) идет 61 час. Также стоит отметить, что пассажиры, перемещающиеся внутри зоны Таможенного союза, не могут покупать товары в Duty Free.