Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевЦенный экспонат
Эксперты: ГТС Украины стоит 30 млрд долларов
Украина не оставляет надежды спасти свою газотранспортную систему, которую ранее глава Газпрома называл «музейным экспонатом». Она по-прежнему хочет создать трехсторонний консорциум, для чего проводит оценку ее стоимости. Эксперты прикинули цену украинской ГТС и рассказали, почему России в любом случае не следует ее покупать. По крайней мере, на украинских условиях.
К оценке украинской ГТС проявили интерес четыре компании: «ТомасСимонова» (Киев), Duff & Phelps (США), ООО Baker Tilly Ukraine (Киев) и ООО Ernst & Young (Киев).
По моим грубым прикидкам, с учетом разницы цен на газ для Белоруссии, Украины и Европы удовольствие владеть Укртрансгазом может стоить России порядка 6,5 млрд евро в год
Компании подали заявки на участие в тендере на оценку украинской ГТС, включая подземные хранилища газа и объекты инфраструктуры. Оценка стоимости ГТС должна быть проведена до августа 2012 года, передает «Интерфакс». К участию в конкурсе также приглашались KPMG, Deloitte Touche Tohmatsu и PricewaterhouseCoopers.
Оценка украинской ГТС необходима для дальнейшего создания газотранспортного консорциума. Киев считает оптимальным создание трехстороннего консорциума с паритетным участием российских и европейских компаний, что позволит привлечь средства в модернизацию системы, повысить ее надежность и пропускную способность.
В ходе первого этапа торгов участники представят предварительные предложения без определения цены. Потенциальные оценщики должны разработать методологию оценки активов ГТС страны.
На втором этапе представляются документы, подтверждающие соответствие предложения конкурсных торгов уточненным заказчиком техническим, качественным, количественным и другим требованиям к предмету закупки.
#{smallinfographicleft=266262}Систему магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа страны эксплуатирует Укртрансгаз. Пропускная способность газотранспортной системы Украины на входе составляет 288 млрд кубометров, на выходе – 178,5 млрд кубометров.
Хозяйство Укртрансгаза состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов – 22,2 тыс. км, газопроводов-отводов – 16,4 тыс. км.
Также Украина располагает 13 ПХГ общей активной емкостью свыше 31 млрд кубометров.
Ранее руководство Украины выражало обеспокоенность планами России и стран ЕС начать строительство газопровода «Южный поток». Взамен Киев предлагает вложить средства в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС), которая, по оценкам украинской стороны, обойдется в 5–7 млрд долларов на период от пяти до семи лет. По мнению Киева, модернизация украинской ГТС может осуществляться в рамках трехстороннего консорциума, в котором России и ЕС должно принадлежать по 33%, а Украине – 34%.
- Нафтогаз: Газпром пытается снизить стоимость украинской ГТС
- ЕК: Украинская ГТС крайне важна для Евросоюза
- Миллер: Что будет с Нафтогазом, зависит от самой Украины
- Источник: Газовые переговоры между Украиной и Россией зашли в тупик
По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, после запуска в полном объеме «Южного потока» украинская газотранспортная система просто не будет нужна.
Эксперт напомнил, что в прошлом году транзит газа через Украину составил 100 млрд куб. м, тогда как через «Северный поток» и «Южный поток» потенциально можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа, отметил он.
Вместе с тем Украина не теряет надежду, что к модернизации ее ГТС подключатся европейские страны.
«Мы рассчитываем на реализацию нашими европейскими партнерами и международными финансовыми организациями договоренностей об участии в модернизации газотранспортной системы Украины», – заявил президент Виктор Янукович.
«Сегодня около 70% российского газа поставляется в страны Евросоюза трубопроводами Украины. При этом потенциал национальной газотранспортной системы сейчас используется только на две трети», – сказал он, передает РИА «Новости».
В свою очередь премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина вообще может самостоятельно модернизировать газотранспортную систему (ГТС), хоть это и нежелательно.
«Конечно, Украина может своими силами модернизировать нашу ГТС. Но это значит, что мы будем отвлекать от других задач большие деньги, например снимать необходимые средства со здравоохранения, образования. Согласитесь, что это не лучшее решение. Поэтому наше предложение – создать международный консорциум, который будет заниматься модернизацией нашей системы», – написал он, общаясь с пользователями сети Facebook.
Оценка ГТС Украины будет сильно зависеть от наличия альтернативной системы «Южный поток». «Полагаем, что наиболее вероятные оценки ГТС Украины с учетом многих параметров должны лежать в интервале от 20 до 40 млрд евро. Оценку порядка 30 млрд евро считаем наиболее вероятной для достижения компромисса между сторонами», – отмечает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
В аналогичную сумму оценили ГТС Украины и два других эксперта: ведущий аналитик компании «Калита-Финанс» Елена Туржанская и аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов.
«Известно, что Газпром оценил строительство газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров приблизительно в 16 млрд евро. Исходя из этого, я думаю, что 100% стоимости украинской газотранспортной системы за вычетом износа может стоить порядка 30 млрд евро. При этом, на мой взгляд, России нет никакого смысла платить более 7–8 млрд евро за участие в украинском консорциуме», – комментирует Дмитрий Лукашов.
«Если исходить из сравнительного подхода к оценке актива, то можно сопоставить ГТС Украины с белорусским газопроводом, стоимость которого была оценена в 5 млрд евро при мощности в 30 млрд кубометров. Таким образом, украинская «труба» стоит около 30 млрд евро», – комментирует Елена Туржанская.
Эксперты при этом считают, что России вообще нет смысла входить в трехсторонний консорциум, на что рассчитывает украинская сторона. «Если Россия войдет в консорциум, то Украина, скорее всего, потребует постоянной и весьма значительной скидки на российский газ. Она потребляет порядка 40–50 млрд кубометров газа в год. По моим грубым прикидкам, с учетом разницы цен на газ для Белоруссии, Украины и Европы удовольствие владеть Укртрансгазом может стоить России порядка 6,5 млрд евро в год», – комментирует Дмитрий Лукашов.
Кроме того, весьма сомнительно, что Россия обезопасит себя от несанкционированного отбора газа Украиной, войдя в консорциум.
«Основной интерес для России при покупке украинских газопроводов – исключить несанкционированный отбор газа. Это вопрос скорее морально-этический и даже политический. Не факт, что такой отбор газа прекратится, если Газпром получит украинскую «трубу», – отметил Лукашов.
Напомним, в середине февраля глава Газпрома Алексей Миллер сказал, что, учитывая, как руководство Украины относится к своей ГТС, называя ее историческим сокровищем, ее место в музее.