Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

19 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
18 декабря 2012, 19:26 • Экономика

Советский резерв исчерпан

Продано предпоследнее крупное месторождение нефти

Советский резерв исчерпан
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Журавлева

Нераспределенные крупные месторождения нефти в России заканчиваются. Во вторник определился владелец месторождения имени Шпильмана: «Сургутнефтегаз» заплатил за участок втрое больше стартовой цены. Ранее с торгов ушло Лодочное месторождение, на очереди – Имилорское. С их продажей завершится «эпоха резерва минерально-сырьевой базы по нефти», признают в Роснедрах.

Одна из крупнейших нефтяных компаний России «Сургутнефтегаз» приобрела в ходе аукциона во вторник участок недр федерального значения в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ). Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Крупных месторождений, на базе которых можно было бы создавать новые нефтяные районы и строить градообразующие предприятия, не осталось

Проданный участок включает в себя часть месторождения имени Шпильмана (Северо-Рогожниковское). Компания предложила за лот 46,2 млрд рублей, что втрое больше стартовой цены – 14 млрд рублей.

Торги были остановлены на 23-м шаге. Помимо «Сургутнефтегаза» заявки на аукцион подавали Роснефть, «Газпромнефть-Хантос» (входит в Газпром), а также структура Газпромбанка «Статус». Аукционная комиссия признала аукцион состоявшимся.

Геологические запасы и ресурсы месторождения имени Шпильмана (по состоянию на 1 января 2011 года) составляли 145,87 млн тонн нефти по категории С1, 250,345 млн тонн по категории С2 и 32,107 млн тонн по категории С3. Извлекаемые запасы и ресурсы – 32,947 млн тонн нефти, 57,432 млн тонн и 7,196 млн тонн соответственно. Ранее «Сургутнефтегаз» занимался доразведкой этого месторождения.

Северо-Рогожниковское месторождение (имени Шпильмана) является вторым из трех крупных участков углеводородов, которые правительство решило выставить на аукционы в декабре. Первое из нераспределенных нефтяных месторождений – Лодочное – на аукционе 11 декабря приобрела структура ТНК-BP «Самотлорнефтегаз». При стартовой цене лота в 3,56 млрд рублей она заплатила более 4,66 млрд рублей. Тогда среди участников аукциона вместе с «Самотлорнефтегазом» были «Сургутнефтегаз», Роснефть и структура Газпромбанка ООО «Статус». Запасы Лодочного оценены в 43 млн тонн нефти и 70 млрд кубометров газа.

25 декабря состоится аукцион по третьему участку недр федерального значения, включающему Имилорское, Западно-Имилорское и Источное месторождения нефти в ХМАО-Югре. Стартовая цена на участок составит 25,4 млрд рублей. К участию в аукционе допущены «Лукойл – Западная Сибирь», Роснефть и «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Заявки также подавали «Статус» и «Сургутнефтегаз».

Конец эпохи

В целом запасы трех вышеназванных участков составляют около двух третей годового объема нефтедобычи в России.

После реализации на аукционах Имилорского, Лодочного и месторождения имени Шпильмана нераспределенных крупных нефтяных месторождений больше не останется, заявил в конце октября замруководителя Роснедр Игорь Плесовских. «Если мы в 2012 году аукционы по Имилорскому, Северо-Рогожниковскому (имени Шпильмана) и Лодочному проведем, то тем самым мы завершим эпоху резерва минерально-сырьевой базы по нефти, которая была создана в советское время», – отметил он.

При этом чиновник подчеркнул, что текущие объемы геологоразведочных работ не позволяют надеяться на открытие средних и крупных месторождений. «Крупных месторождений, на базе которых можно было бы создавать новые нефтяные районы и строить градообразующие предприятия, не осталось», – признал Игорь Плесовских.

Ранее о серьезном ухудшении ресурсной базы заявлял и глава Роснедр Александр Попов. При этом он не исключал возможность снижения добычи углеводородов в скором времени.

Россия обладает одними из самых крупных запасов углеводородов в мире, добывая 8% нефти и 20% природного газа. Треть энергоресурсов, потребляемых Европой, попадает туда из России. При этом физические объемы геологоразведки в России сегодня не превышают 20% от уровня 1991 года. Потому поддержание достигнутых уровней добычи в перспективе будет проблематично, так как среди новых месторождений преобладают мелкие объекты.

До семидесятых годов прошлого века основная масса нефти добывалась в Поволжье – в Татарстане и Башкирии, где залежи были обнаружены еще в довоенные годы. В 70–80-е годы стали активно «подтягиваться» западносибирские регионы. В 90-е годы количество открытий резко упало, но существовал запас предыдущих лет. Пик открытия западносибирских месторождений пришелся на 60–70-е годы, поэтому именно они и составили портфель территорий, которые стали осваиваться в сложные девяностые.

Позднее пришел черед месторождений, открытых в 70–80-е. А здесь уже стал доминировать север страны: «газовое сердце» России – полуостров Ямал, где сегодня добывается 90% всего российского газа и 22% мировой добычи (всего на территории Ямало-Ненецкого АО находятся 17 уникальных газовых месторождений), а также месторождения Республики Коми. Параллельно продолжались поиски в Восточной Сибири, которые дали первые положительные результаты еще в плодотворные 70-е. А в начале нулевых интересы геологоразведки все больше стали смещаться в сторону морей.

По данным ABARUS Market Research, пик открытий ключевых месторождений нефти и газа на основных территориях страны пришелся на 70–80-е гг. Так, в 80-е было открыто 42 месторождения, всего на 1 меньше, чем в 70-е. В конце века результаты геологоразведки были сильно подкошены реформами (только 13 открытых месторождений), а вот «нулевые» годы оказались вполне «урожайными» – 25 месторождений. Хотя это на порядок меньше, чем в лучшие времена. К тому же достижения последних лет могут быть несколько завышенными, так как сейчас принято придавать существенное значение открытию даже самых небольших месторождений, замечают эксперты.

Сегодня разведывательные усилия сосредоточились на следующих территориях: это все тот же полуостров Ямал, только с учетом расширения в сторону шельфов; Астрахань и шельф Каспийского моря; территории Японского и Охотского морей – Сахалин с шельфом, а также шельф Баренцева моря. 

При этом основная часть нефти, начиная с 80-х годов и по настоящее время, добывается в Ханты-Мансийском АО, а Ямало-Ненецкий АО и регионы Восточной Сибири только-только начинают раскрывать свой потенциал.

Надежда на Арктику

Довольно скоро станет выясняться, что доразведанные за последние двадцать лет запасы не имеют того качества, как заделы советского периода

«Старый советский запас проеден, у нас практически по всем месторождениям Западной Сибири наблюдается падение добычи нефти, и компенсировать это можно было бы только вводом новых месторождений», – отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В дальнейшем для компенсации падения добычи на разработанных месторождениях придется осваивать участки гораздо меньшие по размерам и с меньшими потенциальными дебитами, добавляет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

На фоне истощения традиционных месторождений-гигантов в Западной Сибири взор геологов все чаще обращается на Арктику. Именно освоение шельфа в Арктике эксперты называют одним из самых перспективных направлений.

В конце октября на Ямале Газпром ввел в строй Бованенковское нефтегазовое месторождение – одно из крупнейших в мире. Предполагаемый ежегодный объем добычи газа на нем в ближайшее время превысит 100 млрд кубометров. Это уже не первый российский проект в Арктике. Активно разрабатываются Ямбургское и другие месторождения.

При этом специалисты иронично замечают: осваивать углеводородные ресурсы в Арктике может оказаться сложнее, чем космос, с точки зрения научных, инженерных и технических решений.

«В Арктике месторождения находятся на глубине 1,5 километра, а само бурение идет еще глубже. Если раньше добыча велась на глубине нескольких сотен метров, то сейчас это совсем другие глубины. Плюс сами условия – например, на том же Ямале вообще вечная мерзлота.  Чтобы привезти нефть по морю, нужен ледокол, не говоря уже о сложности технологии прокладки труб», – рассказывает заместитель директора Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.

По словам Николая Подлевских, необходимость заставит начинать освоение сложных залежей и разработку шельфовых месторождений, «но здесь будут большие сложности». «Довольно скоро станет выясняться, что доразведанные за последние двадцать лет запасы, о которых рапортовали и компании, и Министерство энергетики, не имеют того качества, как заделы советского периода, – поясняет аналитик. – Прогнозируемо будут расти финансовые и энергетические затраты на освоение новых месторождений. А освоение шельфовых арктических месторождений потребует просто колоссальных усилий».

Все это значит, что без новых существенных вложений в нефтеразведку и нефтедобычу уже очень скоро мы станем свидетелями снижения объемов добычи нефти, прогнозирует Подлевских.

Это хорошо понимают и сами нефтяники. Не так давно ЛУКОЙЛ объявил о намерении инвестировать 2,7 млрд долларов в проведение полного комплекса геологоразведочных работ (ГРР) на Арктическом шельфе России. Предложения по этому проекту компания направила в правительство в начале октября. ЛУКОЙЛ готов провести геологоразведочные работы на четырех лицензионных участках общей площадью 134,7 тыс. квадратных километров в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.

Согласно данным Геологической службы США, российский регион к северу от Северного Полярного Круга содержит чуть более пятой части неразведанных мировых нефтегазовых запасов, причем большая часть нефти и газа сосредоточена на Крайнем Севере России, в южных частях Карского и Баренцева морей.

В ближайшее время премьер-министр Дмитрий Медведев проведет совещание, на котором будет решаться вопрос доступа частных компаний к разработкам российского шельфа. Сейчас право на его разработку имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее пяти лет. А это значит, что фактически работать на шельфе могут только Газпром и Роснефть. В правительстве не раз заявляли, что выступают за либерализацию доступа к шельфу.

В Минэкономразвития давно подсчитали, что в 2010–2039 годах в разработку шельфа должно быть вложено 9,3–9,4 трлн рублей. Сумма огромная. Так что рано или поздно к этому процессу придется привлекать частные компании, в том числе с иностранным капиталом. Только делать это нужно взвешенно – задействовать передовые зарубежные технологии и финансы, но не разбазарить при этом ценные ресурсы страны.«Слабым утешением является то, что во многих странах картина еще более печальная, – замечает Подлевских. – Остается надеяться, что развитие технологий,  а также огромные по объемам (и площади) залежи баженовской свиты в Сибири, шельфовые месторождения и малые месторождения не позволят нефтедобыче упасть слишком резко».

В свою очередь Нарек Авакян из компании «AForex» замечает, что нефтяной потенциал Западной Сибири еще не исчерпан. Некоторые специалисты считают, что запасы нефти там изучены лишь на 25–30%. «Кроме того, известно, что идет геологоразведка в районе Сахалина, где, по оценкам экспертов, находится около 700 млрд кубометров газа и свыше 100 млн тонн нефти», – говорит он.

..............