Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевЭффект дежавю
Европейский долговой кризис идет по кругу
События последних недель показывают, что кризис в Европе идет по кругу. Германия, как и в случае с Грецией, отказывается помогать Италии. Впрочем, на этот раз больше шансов на то, что Берлин все же пойдет на уступки.
Обмен колкими репликами между премьер-министром Италии Марио Монти и канцлером ФРГ Ангелой Меркель очень напоминает длительный диалог между Германией и Грецией два года назад, когда Берлин отказывался прислушиваться к просьбам о помощи со стороны Афин.
Германия все же больше доверяет правительству Марио Монти, чем греческим властям
Тогда правительство Греции, от которого требовалось сократить расходы, повысить налоги и провести экономические реформы, высказывалось за более низкие процентные ставки и усиление европейской поддержки. Предполагалось, что основную помощь Афинам окажет Германия.
Но в Берлине были глухи к мольбам. Власти Германии считали, что помочь расточительной нации встать на путь истинный может только давление со стороны рынков. Сейчас в Берлине по-прежнему считают, что нет необходимости для активных действий, сообщает Reuters.
Но сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать дежавю, поскольку Германия все же больше доверяет правительству Марио Монти, чем греческим властям. Европейские чиновники ожидают, что Меркель смягчится и окажет поддержку. В обмен на это Германия требует бюджетной дисциплины и четких правил, по которым будет функционировать Европейский механизм финансовой стабильности (ESM).
- ЕС сможет штрафовать страны за нарушение бюджетного договора
- ЕЦБ: Признаки стабилизации экономики наметились в еврозоне
- S&P снизило рейтинги девяти стран Европы
- Независимая Шотландия откажется от фунта
- Страны Еврогруппы договорились выделить МВФ 150 млрд евро
Италия согласилась пойти на повышение налогов и сокращение госрасходов. Впрочем, итальянцы могут утешать себя мыслью о том, что стоимость заимствований для Италии на рынке облигаций снижается, несмотря на то, что агентство Standard & Poor's снизило рейтинг страны до уровня «BBB+».
«Проблема в том, что мы не видим каких-либо уступок со стороны ЕС, например, в виде снижения процентных ставок», – пожаловался Марио Монти немецкой газете Die Welt накануне визита в Берлин в начале января.
«Если не будет ощутимой награды за наши усилия, мы можем отвернуться от Европы и от Германии, которая считается оплотом нетерпимости в ЕС», – пригрозил итальянский премьер. Он также поддержал идею выпуска общих европейских облигаций, которые Ангела Меркель считает проклятием для Германии.
В краткосрочной перспективе Марио Монти хочет, чтобы Берлин все-таки согласился на увеличение размера ESM. Чем больше денег будет находиться в залоге фонда, тем менее вероятно, что придется потратить оттуда хоть один евро, считает он.
Это вызвало резкий ответ со стороны Германии. «Все до сих пор считают, что наша страна должна делать больше всех для спасения еврозоны», – заявила Ангела Меркель после того, как ее попросили пойти на уступки. Поводом для подобной просьбы европейских чиновников стало сокращение рейтингов Италии и восьми других стран ЕС. Но Меркель полностью исключает возможность повышения вклада Германии в ESM.
На публике немецкий канцлер выразила восхищение смелыми пенсионными и бизнес-реформами Марио Монти, а итальянский лидер похвалил рыночную экономику Германии и поставил ее в пример всей Европе.
Однако без посторонних глаз немецкие и итальянские чиновники говорят куда меньше комплиментов друг о друге. Италия может обратиться за помощью в Европейский фонд финансовой стабильности, чтобы застраховать свои облигации. Но в Берлине подозревают, что Рим таким образом хочет избежать необходимости выполнения жестких условий и навязчивого надзора за бюджетом.
Итальянские чиновники, в свою очередь, отмечают, что обещания Берлина оказать дополнительную помощь периферийным странам имеют тенденцию испаряться, как только на финансовых рынках установится затишье.