Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
28 сентября 2011, 21:00 • Экономика

А сало польское едят

Эксперты оценили убытки Украины от вступления в ВТО

А сало польское едят
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

После трех лет членства в ВТО Украина, экономика которой во многом близка российской, подсчитывает убытки. Десятки тысяч человек потеряли работу, десятки заводов остановились. Особенно проиграли наиболее технологичные отрасли. Теперь эксперты пытаются понять, почему это произошло и что с этим делать дальше.

После 15-летних переговоров 18 мая 2008 года Украина присоединилась ко Всемирной торговой организации. С одной стороны, Украина добилась снижения пошлин на поставку своих товаров и открыла для себя рынки 150 стран-членов ВТО, с другой – снизила или обнулила пошлины на импортные товары.

За три года отрицательное сальдо торгового баланса впервые в истории Украины выросло более чем в два раза – до около 11 млрд гривен

«Вступление Украины в ВТО происходило при отсутствии стратегии развития реального сектора экономики. Поэтому говорить о том, что условия вступления в ВТО были эффективными для страны, никак нельзя», – говорит газете ВЗГЛЯД председатель совета директоров Индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд.

«Безусловно, нужно становиться мировым игроком, движение в сторону ВТО было правильным. Но мы считаем, что более трех с половиной лет назад Украина могла бы отстоять более достойные условия доступа на внешние рынки своих национальных товаров и защитить отечественный бизнес. В этом Украина и украинский производитель проиграли», – говорит глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

Украина вступила в ВТО на не очень выгодных условиях по политическим соображениям, из-за поспешности, с которой принималось решение, и низкого профессионального уровня экспертов и чиновников, которые участвовали в этом процессе, считает Гиршфельд. «Но самое важное – полностью отсутствовал экономический прагматизм, с которым подобные решения принимаются в других странах, где ВТО стала безусловным инструментом лоббизма высокотехнологичных отраслей, ставших основой экономического развития этих стран», – говорит Гиршфельд.

Эксперты оговариваются, что во всех потерях Украины за последние три года, конечно, нельзя винить только вступление в ВТО, потому что по времени это совпало с мировым финансовым кризисом. И все же вступление в ВТО и открытие границ стало одной из причин, по которым в 2009 году ВВП Украины уменьшился на 15%. Для сравнения: экономика Европы за это же время просела всего на 3–4%.

«Прошедшие три года были тяжелым испытанием для украинской промышленности. За этот период отрицательное сальдо торгового баланса впервые в истории Украины выросло более чем в два раза и составило около 11 млрд гривен. И подавляющую часть здесь составляет высокотехнологичная продукция импортного производства. При этом уровень конкурентоспособности товаров украинского производства снизился на несколько пунктов и сегодня находится на критическом уровне», – говорит Анатолий Гиршфельд.

Отрицательное сальдо торгового баланса Украины в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза и составило 9,3 млрд долларов, в первом полугодии 2011 года в 2,3 раза превышает уровень первого полугодия 2010 года и составляет 5,5 млрд долларов.

Не все отрасли экономики Украины смогли прорваться на зарубежные рынки из-за низкой конкурентоспособности, тогда как украинский рынок стал открыт для иностранцев, что привело к вытеснению отечественных товаров импортными. За три года многие украинские предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись, десятки тысяч человек потеряли работу. Особенно пострадали отрасли, которые выпускают не сырье, а готовый товар, так называемую продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Однако согласно правилам ВТО страны могут пересмотреть условия членства в ВТО раз в три года. Поэтому у Украины появилась возможность скорректировать условия пребывания в ВТО. Премьер-министр Украины Николай Азаров на этот раз обещает выслушать мнение бизнеса и учесть его пожелания, чего в 2008 году сделано не было.

Кто несет убытки

#{smallinfographicleft=398276}Сейчас бизнес в лице Федерации работодателей Украины проводит анализ различных отраслей промышленности Украины, чтобы понять, как на них повлияло вступление страны в ВТО. Глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник рассказал газете ВЗГЛЯД о первых итогах анализа, которые уже показали удручающую картину.

За три года сильно пострадало автомобилестроение страны. Если на момент вступления в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10%. «Это очень низкая ставка с точки зрения конкуренции, мы открыли свой внутренний рынок и дали возможность импортерам ввозить на Украину автомобили по низкой пошлине», – указывает Дмитрий Олейник. «Для сравнения: в России средневзвешенная пошлина на автомобили на уровне 30%, некоторые страны-члены ВТО до сих пор имеют 50% и выше», – добавляет он.

По данным эксперта, открытие рынка привело к тому, что за три года производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, из 36 тыс. человек, работавших в отрасли на момент вступления страны в ВТО, осталось всего 18 тыс. человек.

До вступления Украины в ВТО пошлины в 25% защищали автопроизводство, благодаря этому на Украине были созданы мощности по производству 400–450 тыс. автомобилей (ЗАЗ, «Богдан Моторс» и «Еврокар»). Теперь, при низкой пошлине, инвесторы не готовы вкладываться в местный рынок, им выгоднее импортировать готовую автомобильную продукцию.

«Если раньше в машиностроении Украины доминирующим являлось производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то сегодня оно сменилось на продукцию с низкой добавленной стоимостью. А импортная продукция в основном идет высокотехнологичная. Это составляет угрозу экономической безопасности страны», – обеспокоен Гиршфельд.

Чтобы помочь украинскому автомобилестроению, надо добиться в переговорах с членами ВТО восстановления таможенной ставки на импорт авто с 10% до 25%, отмечает Олейник. Такого же мнения придерживается и Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров.

По словам Олейника, серьезно пострадал от открытия рынка также агропромышленный комплекс Украины, особенно продовольственная группа. Так, при вступлении в ВТО Украина снизила ввозную пошлину на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины и согласилась дать квоту на ввоз на Украину сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2%. «Это практически беспошлинный ввоз 260 тыс. тонн сахара-сырца. До этого такой квоты не было. В итоге более 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились», – подводит итог Дмитрий Олейник. Доля импортного сахара из тростника на Украине, которая славится своим плодородным черноземом, выросла, а украинские производители потеряли 11% объемов внутреннего рынка, экспорт сахара практически остановился.

Необходимо пересмотреть пошлины и отменить квоты на ввоз в Украину сахара-сырца, считает он. С ним согласен и глава ассоциации «Укрсахар» Николай Ярчук. Производственный потенциал сахарной промышленности Украины позволяет производить за сезон 3–3,5 млн тонн свекловичного сахара, указывает Ярчук. «В связи с этим нет необходимости ввозить сахар-сырец из тростника для переработки и поставки сахара на внутренний рынок Украины», – говорит он.

По подсчетам Федерации работодателей Украины, только в двух отраслях сельского хозяйства – в сахарной отрасли и в свиноводстве – рабочие места потеряли около 500 тыс. человек за три года с 2008 года, когда Украина вступила в ВТО.

По мнению Олейника, будущее Украины за агропромышленным комплексом, за более глубокой переработкой зерна, мяса и другой сельхозпродукции. Для развития этого комплекса важно иметь собственное сельхозмашиностроение, которое надо защищать. Однако после вступления в ВТО на импорт сельхозтехники в формате готовой продукции зафиксировали нулевую ставку, возмущается Олейник. «Это неправильная позиция, потому что в ЕС со своими плугами мы прорваться не можем», – добавляет он.

На рынке деревообработки также наблюдаются неадекватные условия, открывающие путь для импорта. Если в 2008 году объем производства мебели на Украине составил 1,3 млрд долларов, то в 2010 году – всего 400 млн долларов, то есть отрасль в денежном выражении просела более чем в три раза, указывает Олейник. До вступления Украины в ВТО действовала импортная пошлина в 30–40% в зависимости от групп товаров, однако в 2008 году появилась нулевая пошлина на ввоз импортной мебели. В итоге на Украину потекла мебель из стран Прибалтики, Китая, Италии и т. д.

Украинские производители мяса оказались в неравных условиях с игроками Европы и США. Пошлины на импортное мясо стали ниже 10%, тогда как у других стран более высокие пошлины, говорил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. Если три года назад Украина импортировала 500 тыс. тонн мяса, то в 2010 году вдвое меньше – всего 150–160 тыс. тонн всех видов мяса.

Большие потери понесло свиноводство. В отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в пять–восемь раз. В итоге на рынок Украины хлынула иностранная свинина: в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом и составил 178,7 тыс. тонн. Украинский рынок заполонило импортное сало. За семь месяцев 2011 года было ввезено 20 тыс. тонн сала из Польши, Германии и Нидерландов.

Кроме того, при подписании соглашения о ВТО Украина взяла на себя обязательство не стимулировать экспорт своей сельхозпродукции компенсациями. В то время как европейские страны, США и другие страны активно помогают своим сельхозпредприятиям.

По словам Олейника, Евросоюз имеет бюджет поддержки сельхозпроизводителей в 46 млрд евро, а Украина – порядка 300 млн. «Понятно, что европейское производство будет более конкурентным, чем украинское», – добавляет он. Украинские власти в 2012 году намерены предложить членам ВТО полностью ликвидировать экспортные дотации и субсидии на сельхозпродукцию во всем мире. Правда, договориться об этом будет крайне сложно.

За три года производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, из 36 тыс. человек, работавших в отрасли, осталось всего 18 тыс.

Падение объемов производства наблюдается также и в легкой промышленности. В 2010 году объемы производства основных видов товаров по сравнению с 2007 годом сократились на 40–45%, экспорт товаров упал на 28,4%, тогда как объемы импорта легкой промышленности за этот период выросли на 45,9%. Негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности, указывают эксперты.

Против украинского экспорта действуют ограничения по 37 товарным группам общим ежегодным объемом более 1,2 млрд долларов. «Мы видим, что Украина открывает свой рынок, дает хорошие условия для ввоза импортной продукции, но условия для экспорта украинских товаров на внешние рынки сложные», – говорит Олейник. Такие условия он называет незеркальными.

Глава Федерации работодателей Украины указывает, что необходимо делать корректировку на разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис. «Однако, по предварительным прогнозам, до 50% отрицательных последствий в машиностроении и агропромышленном комплексе – это не влияние кризиса, а влияние открытия рынков и создание неконкурентных и неадекватных условий для национального производителя в рамках вступления в ВТО», – говорит Дмитрий Олейник.

Кто выиграл от вступления в ВТО

От вступления в ВТО выиграть смогли лишь производители конкурентной продукции. В агропромышленном секторе отмечается положительная динамика производства масличных культур: семян подсолнечника, рапса и подсолнечного масла. «За эти три года Украине удалось стать действительно мировым игроком благодаря открытию новых рынков. Она занимает третье место в мире по производству подсолнечного масла», – указывает Олейник.

Причина положительного влияния на отрасль, по его словам, в том, что не было встречных пошлин на экспорт продукции. Кроме того, в масличную отрасль еще до вступления Украины в ВТО хлынули инвестиции, производство было модернизировано, и с открытием рынков отрасль оказалась готова конкурировать на мировых рынках, добавляет Олейник. «Там, где были введены незеркальные таможенные условия, рынки просели и тактически проиграли, но, с другой стороны, это подстегнуло некоторых игроков внедрять новые технологии. В более сложном конкурентном поле сильные игроки становятся более сильными, но слабые не выживают. Однако сложно говорить о том, что стратегически такой эксперимент является хорошим, потому что за каждым предприятием стоят реальные люди, которые надеялись на достойную зарплату и рабочие места», – говорит Дмитрий Олейник.

По его словам, порядка 36 стран вели переговоры об изменении условий в ВТО, есть успешные примеры, когда некоторые страны меняли систему пошлин. Олейник приводит в пример Чили и Аргентину, которым удалось повысить ставки пошлин на сахар с 31% до 98%, и Индию, которой удалось поднять эти пошлины с 0% до 100%.

Те условия, которые сформированы Россией для вступления в ВТО, по уровню защиты товарного рынка не ущемляют интересы ни одной российской отрасли

«Мы не ставим цель поднять пошлины так высоко, но мы считаем, что на рынке должны быть одинаковые условия для конкуренции. Мы стремимся к системе зеркальных отношений, чтобы не было преференции в интересах чьих-то национальных производителей», – отмечает Олейник.

Кроме того, по его словам, необходимо гармонизировать законодательство, чтобы расхождение законодательств между странами не было конкурентным преимуществом импортеров. Речь идет, в частности, о необходимости усовершенствования системы сертификации продукции.

Тут в пример можно привести ситуацию в винодельческой отрасли Украины, где также были снижены пошлины на готовую продукцию и сырье. Доступ украинского вина на внешние рынки стран-членов ВТО оказался закрыт, так как там установлены более жесткие требования к продукции, в том числе по сертификации по технологическим стандартам. При этом доля импортных вин на украинском рынке выросла с 20% до вступления в ВТО до 30% в 2010 году.

Успех зависит от переговоров

Россия начала переговоры о вступлении в ВТО еще в 1993 году, но, в отличие от Украины, не спешит становиться членом организации. Одна из причин того, что Россия до сих пор не является членом Всемирной торговой организации, в том, что страна пытается добиться наиболее выгодных условий.

«Тот факт, что Украина захотела пересмотреть условия членства в ВТО, что на самом деле сложно сделать, может дать повод к тому, чтобы активизировать спекуляции на тему, что Украине плохо, поэтому России незачем туда стремится. Такие спекуляции были и раньше в связи с Киргизией и Молдавией, а украинская экономика более сравнима с российской, чем киргизская и молдавская», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Однако он считает, что провал Украины не является поводом для прямолинейных выводов. «Каждая страна вступает в ВТО на своих условиях, и конечный успех пребывания внутри ВТО в значительной степени связан с тем, насколько успешно страна провела переговоры и сформировала условия своего членства в ВТО», – отмечает он.

Если в отношении Украины не все условия отвечают интересам украинского бизнеса, то те условия, которая сформированы Россией для вступления в ВТО, по уровню защиты товарного рынка, то есть по уровню пошлин, не ущемляют интересы ни одной российской отрасли, уверяет Портанский. По его словам, в импортном тарифе России около 12 тыс. товарных позиций, но нет ни одной отрасли, которая в результате либерализации тарифной политики может пострадать.

В число чувствительных отраслей входит российский автопром. На переговорах несколько лет назад Россия договорилась о том, что пошлины на импорт легковых автомобилей снижаются с 25% до 15%, причем за максимальный переходный период – в течение семи лет, указывает эксперт. В условиях кризиса Россия предприняла протекционистские меры и подняла пошлины с 25% до 30–35%.

«Некоторые говорят, если мы завтра становимся членами ВТО, то придется снизить пошлины в два раза – с 35% до 15%, но это не так. Мы автоматически возвращаемся на уровень пошлин 25%, но протекционистские меры изначально были временными», – поясняет Портанский.

В этом году Еврокомиссия и США в процессе присоединения к ВТО стали настаивать на том, чтобы Россия отменила новое соглашение о промсборке, действующее в России. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил в июне этого года, что позиция России по вопросу нового соглашения о промсборке остается неизменной, «поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей».

Это соглашение дает право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам. Взамен иностранные автопроизводители обязуются создать в России мощности по выпуску 300 тыс. автомобилей в год и локализовать производство на 60% (то есть большую часть комплектующих собирать в России).

Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнерами. Предыдущее соглашение по промсборке уже оказалось действенным: благодаря нему в Россию полились инвестиции и появились сборочные автозаводы Volkswagen, Toyota, General Motors, Volvo Trucks и другие.

При вступлении России в ВТО предусмотрено снижение пошлин на импортные самолеты с 20% до 7,5–12,5% в зависимости от класса лайнера (ближнемагистральный, дальнемагстральный и т. д.). «Однако здесь снижение пошлин оправданно, так как отвечает потребностям авиаперевозчиков. У нас кричащая ситуация с авиапромом. Авиакомпании требуют обнулить пошлины на импортные самолеты, потому что им не на чем летать, из-за этого бьются самолеты, наши авиакомпании не выдерживают конкуренции», – указывает Портанский.

Сельское хозяйство России при вступлении в ВТО остается наиболее защищенной отраслью, уверяет эксперт. Так, по его словам, средневзвешенный уровень импортной таможенной пошлины на отечественную продукцию сельского хозяйства снижается в результате переходного периода менее чем на 3%: примерно с 21,5% при присоединении к ВТО до 18,5% после присоединения. Переходные периоды предусматривают разные сроки. «При этом ни на один базовый продукт сельского хозяйства, который выращивается и потребляется в России, импортная таможенная пошлина вообще не снижается», – уверяет эксперт ВШЭ.

Недавно Владимир Путин озвучил потери России от невступления в ВТО. По его словам, российские экспортеры теряют каждый год по 2,5 млрд долларов из-за имеющихся ограничений на других рынках.

..............