Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
29 августа 2011, 18:06 • Экономика

МАЗ на развилке

Минск не будет продавать МАЗ российским компаниям

МАЗ на развилке
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Минский автомобильный завод рассматривает два варианта сотрудничества – с КамАЗом или с группой ГАЗ. При этом речи о продаже МАЗа российским партнерам не идет. Эксперты считают, что лучшее партнерство предлагает группа ГАЗ, а премьер-министр Белоруссии поддерживает Ростехнологии, акционера КамАЗа.

Минский автомобильный завод рассматривает на данный момент два варианта сотрудничества – с КамАЗом, который принадлежит госкорпорации «Ростехнологии», и группой ГАЗ, входящей в холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. Об этом в понедельник рассказал премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович. По его словам, в сентябре будет проведена оценка МАЗа.

Сотрудничество с российскими партнерами не предполагает продажу МАЗа за деньги. Речь идет о создании холдинга для повышения управляемости, для проведения согласованной промышленной политики

«С МАЗом идет работа. В сентябре будет проведена оценка, не только МАЗа, но и заводов-смежников. Мы рассматриваем возможность работы с Ростехнологиями и с группой ГАЗ», – цитирует Мясниковича «Интерфакс».

По его словам, белорусская и российская стороны вместе выбрали компанию на конкурсной основе, которая проведет независимую оценку МАЗа. В июне глава Ростехнологий Сергей Чемезов говорил, что Ростехнологии и Минск поручили оценку стоимости активов МАЗа аудиторской компании Ernst & Young.

Кроме того, Минск проведет самостоятельную независимую оценку с привлечением зарубежного рейтингового агентства, добавил Мясникович. В феврале белорусские власти оценили МАЗ в 2,5 млрд долларов, что, по мнению экспертов, является более чем вдвое завышенной оценкой.

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц заявил в эфире местного телеканала ОНТ, что на базе МАЗа предполагается создать управляющую компанию совместного холдинга корпорации «Русские машины» (прежде всего группы ГАЗ, которая ей подчинена и приносит около 80% прибыли) и МАЗа, передает БелТА. При этом, по его словам, офис УК будет создан в Минске.

Причем, по его словам, российская сторона возьмет на себя обязательства привлечь третьего инвестора, и это будет крупный транснациональный холдинг. В настоящее время подготовлен инвестиционный договор, а до конца сентября в правительстве пройдет его слушание, после чего о его результатах будет доложено главе государства, добавил Георгий Гриц.

Мясникович уточнил, что сотрудничество с российскими партнерами не предполагает продажу МАЗа за деньги. «Речь идет о создании холдинга для повышения управляемости, для проведения согласованной промышленной политики», – уточнил он.

Между тем ранее предполагались варианты продажи части акций МАЗа российским партнерам. Так, в феврале этого года глава Ростехнологий Сергей Чемезов предлагал руководству Белоруссии объединить КамАЗ и МАЗ в одну компанию путем обмена акциями. В результате объединения КамАЗ стал бы владельцем 100% акций МАЗа, а власти Белоруссии получили бы пакет акций в КамАЗе. Вряд ли это мог бы быть блокпакет, все зависело бы от того, во сколько будет оценен МАЗ, говорил тогда Чемезов. При этом акционеры КамАЗа – Daimler и ЕБРР – были не против такого объединения.

Однако, по неофициальной информации, белорусские власти стали опасаться поглощения КамАЗом Минского автозавода, стоимость которого ниже российского производителя грузовиков. В итоге объединение активов застопорилось. В конце июня Сергей Чемезов говорил, что продвижению переговоров по объединению российского КамАЗа и белорусского МАЗа препятствуют политические причины.

Минск настаивал на паритетном владении акциями в новом холдинге. В итоге КамАЗ и МАЗ договорились создать холдинг «Росбелавто», в котором каждая сторона будет владеть по 48% акций. Сумма активов в денежном выражении будет паритетная, чтобы избежать поглощения российской компанией белорусской. Предполагается, что Минск передаст в управление холдинга, кроме МАЗа, также Минский моторный завод, БелКард, БАТЭ и, возможно, Белшину.

В середине августа гендиректор МАЗа Александр Боровский заявил, что 25% акций Минского автозавода могут быть проданы группе ГАЗ. При этом 48% акций белорусская сторона по-прежнему планирует передать в Росбелавто. «Если МАЗ сегодня в роли невесты, то почему он не может иметь двух женихов?» – заявил Боровский. Однако в группе ГАЗ заявили, что предложения о покупке 25% акций МАЗа не делала ни российская, ни белорусская стороны.

Премьер-министр Белоруссии считает, что МАЗу надо работать с Ростехнологиями. «Но это моя субъективная оценка»,  – отметил он в понедельник.

Однако Георгий Гриц отмечает, что МАЗу лучше сотрудничать с группой ГАЗ. «Фактически создается очень крупный и, я бы сказал, монопольный производитель грузовых автомобилей на постсоветском пространстве, Едином экономическом пространстве», – считает Гриц, оценивая партнерство МАЗа и группы ГАЗ. Привлечение третьего трансатлантического инвестора в холдинг, по его мнению, приведет к переделу глобального рынка производителей грузовых автомобилей.

Еще полгода тому назад все говорили, что госкорпорация «Ростехнологии» – единственный партнер, который действительно приведет МАЗ на российский рынок, говорит Гриц. Однако возникало много вопросов: управляющая компания переносится в Москву, нет обязательств по прямым инвестициям, добавляет он.

По словам Георгия Грица, сотрудничество корпорации «Русские машины» и МАЗа будет представлять собой стратегическое партнерство. Оно предполагает наличие стратегического инвестора, который не просто дает средства и технологии, а консолидированно несет ответственность за прибыльность бизнеса.

«К сожалению, даже на государственном уровне таких проектов раз-два и обчелся. Тот же проект кредитования строительства белорусской АЭС к ним не относится: россияне дают деньги, они связаны с эксклюзивным партнером по строительству этой электростанции, но в самом бизнесе не участвуют», – уточнил эксперт.

..............