Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
14 комментариевСвое бережем
«МиГ» опроверг продажу технологий пятого поколения Китаю
Россия никогда не передавала Китаю технологии своего истребителя пятого поколения МиГ 1.44, уверили в самолетостроительной корпорации «МиГ». На прошлой неделе высокопоставленный источник из российской оборонной отрасли уверял в обратном. Впрочем, о возможном шпионаже со стороны Китая в «МиГе» рассуждать не стали.
В прошлый четверг в западных СМИ появилась информация о том, что китайский истребитель пятого поколения J-20 построен по российским технологиям. Поводом для такого вывода послужило сходство J-20 с опытно-экспериментальным российским прототипом – истребителем пятого поколения МиГ 1.44 МФИ (изделие 1.44 ОКБ им. А.И.Микояна), который так и не вышел в серийное производство.
Никаких узлов, агрегатов и технологий МиГ 1.44 мы не поставляем в Китай для разработки истребителя пятого поколения J-20
«Похоже, что они получили доступ... к документам, связанным с микояновским проектом – самолетом, от которого Министерство обороны отказалось на тендере на сооружение самолета-невидимки», – сказал источник Reuters на условиях анонимности.
Спустя неделю в РСК «МиГ» решили выступить с официальным опровержением этой информации. Россия никогда не поставляла, не поставляет и не будет поставлять узлы и агрегаты Китаю для создания истребителя пятого поколения Chengdu J-20 «Черный орел», заявила пресс-секретарь РСК «МиГ» Елена Федорова. «Никаких узлов, агрегатов и технологий МиГ 1.44 мы не поставляем в Китай для разработки истребителя пятого поколения J-20», – сказала представитель авиастроительной корпорации РИА «Новости».
Эксперты газеты ВЗГЛЯД тогда тоже посчитали передачу каких-либо российских авиационных технологий Китаю невозможной. Хотя бы потому, что Россия и Китай являются прямыми конкурентами на мировом рынке оружия и выдача своих «секретов» России невыгодна.
- СМИ: Россия продала технологии пятого поколения Китаю
- "Сухой" занял 20% мирового рынка истребителей
- Мировой рынок истребителей ПАК ФА оценили в 600 самолетов
- Второй истребитель пятого поколения поднялся в воздух
- "Сухой" занял второе место в мире по продажам истребителей
Между тем высокопоставленный источник в российской оборонной промышленности говорил, что не знает, каким путем Китай заполучил российские технологии – законным или с помощью шпионажа. В «МиГе» о возможности или невозможности утечки информации через шпионов ничего не сказали.
Интересно, что обвинения в использовании российских технологий при конструкции истребителя пятого поколения посыпались на Китай сразу после того, как J-20 совершил свой первый полет в начале года. Тогда американский конгрессмен Бак Маккеон заявил, что Китай выкрал у России технологии для создания своего истребителя. За передовые технологии Китай должен быть благодарен кибершпионажу на территории России, заявил конгрессмен, добавив, что такие методы Китая вызывают серьезную озабоченность у США.
Те же США также увидели схожесть китайского J-20 с американским истребителем F-22, особенно их носовых частей. США также считают, что Китаю незаконно стала известна технология беспереплетного фонаря кабины пилота, которая используется на истребителях F-22 и F-35.
Стоить отметить, что военные эксперты судят о китайском истребителе пятого поколения по любительским фотографиям и видео, попавшим в Интернет. Китай официально пока не демонстрирует свой самолет широкой общественности. Между тем, согласно оценке изучавших снимки авиационных экспертов, на фото был показан реально существующий самолет. Существование нового китайского истребителя подтверждает и министр обороны США Роберт Гейтс.
Взлет и падение
#{smallinfographicleft=424488}Российский истребитель МиГ 1.44 начал создаваться еще в 1979 году в противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского конкурента. К самолету были предъявлены требования сверхзвуковой крейсерской скорости, сверхманевренности и скрытности.
Для реализации этих требований целым рядом отраслевых НИИ был проведен большой объем исследований. Первые рабочие чертежи были выпущены в 1986 году. Однако в 1992 году финансирование программы резко сократилось, а работы были заморожены до 1998 года. Опытный истребитель 1.44 был впервые показан журналистам 12 января 1999 года на аэродроме в Жуковском, а 20 февраля 2000 года истребитель впервые поднялся в воздух.
Серийное производство истребителя предполагалось на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Однако начато оно так и не было. Из-за недостаточного финансирования в 90-е годы технологии российского истребителя стали устаревать и все больше уступать американским. В итоге проект решено было закрыть. МиГ 1.44 так и остался опытно-экспериментальным российским прототипом истребителя пятого поколения.
#{image=547205}На данный момент Россия, США и Китай – единственные страны, которые проводят летные испытания истребителей пятого поколения. США испытывают F-35 (это уже второй истребитель), в Китае – J-20, а в России – ПАК ФА (Т-50).
Причем выше всех оказались США, у которых истребители пятого поколения приняты на вооружение еще с 2005 года (речь идет о самом дорогом истребителе в мире F-22 Raptor).
Российский Т-50 совершил свой первый полет на год раньше китайского истребителя – в январе 2010 года. Как планирует разработчик ОКБ Сухой, в 2013 году на КнААПО в Комсомольске-на-Амуре начнется мелкосерийное производство истребителей для испытаний, а в 2015-м – их серийное производство.
Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 «Черный орел» впервые был анонсирован в ноябре 2009 года. В январе этого года он совершил первый показательный полет во время визита бывшего министра обороны США Роберта Гейтса в Пекин. Китайские власти намерены поставить на вооружение свой истребитель в 2017–2019 годах.
По утверждению китайских официальных источников, J-20 способен развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также маневрировать с большими перегрузками. Между тем одноместный двухмоторный J-20 тяжелее, чем российский Т-50 и американский F-22. J-20 имеет треугольное крыло (подобно J-10) с двумя наклоненными цельноповоротными вертикальными стабилизаторами (подобно Т-50). Компоновка фюзеляжа-невидимки подобна американскому F-22.
Кибершпионаж
Китай уже неоднократно обвиняли в кибершпионаже, в том числе в военной авиации. К примеру, ранее эксперты находили сходство между показанной на выставках китайской крылатой ракетой С-602 и российской X-55. Китайский палубный истребитель J-15 сильно смахивает на Су-33. Эксперты предполагают, что китайские инженеры воспользовались прототипом, полученным ранее от Украины.
Самый громкий скандал разгорелся вокруг китайского аналога истребителя дальней авиации Су-27. В 1995 году российская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 машин Су-27СК (в китайском варианте – J-11) на заводе в Шэньяне. По лицензии были собраны только сто истребителей, от остальных Китай отказался. Оказалось, что Китай сумел разработать свои компоненты и за это десятилетие научился на их основе собирать J-11 самостоятельно. Причем китайские инженеры не просто клонировали Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.
Между тем конкуренция на мировом рынке военной техники между Россией и Китаем уже началась. В 2009 году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.
В 2010 году интересы Пекина и Москвы пересеклись в египетском тендере. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как каждый экземпляр МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов.