Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
1 августа 2011, 14:45 • Экономика

Утечка в суд

Союз потребителей РФ подал в суд на интернет-магазины

Утечка в суд
@ Алина Деева/ВЗГЛЯД

Tекст: Полина Спелова

Пострадавшие от утечки данных клиенты интернет-магазинов и сервиса продажи железнодорожных билетов решили разобраться с нарушителями в суде. Но эксперты говорят, что пострадавшие могут не надеяться на возмещение ущерба: взыскать компенсацию с сетевых магазинов практически невозможно, фирмы рискуют лишь уставным капиталом.

Союз потребителей России направил в Гагаринский районный суд Москвы иск в отношении девяти интернет-магазинов и сервиса продажи железнодорожных билетов Railwayticket.ru, которые допустили утечку данных о своих клиентах в поисковые системы Интернета, передает ИТАР-ТАСС.

Серьезных приговоров история пока не знает, поскольку слишком трудно найти лицо, которому можно предъявить обвинение в раскрытии данных

Причем подать в суд на интернет-магазины было не так-то просто. Изначально планировалось подать иски к 11 компаниям, однако удалось это сделать только по девяти магазинам. «Вообще, при подготовке возникла проблема с определением адреса у многих интернет-магазинов, – рассказывает член совета Союза потребителей Илья Чернышев. – У значительного их количества из информации о продавце имеется только телефон, icq и skype с электронной почтой, а для обращения в суд этого недостаточно».

Союз потребителей считает, что интернет-магазины совершили сразу три проступка: они нарушили права клиентов на неприкосновенность частной жизни, на конфиденциальность персональных данных и на качество товаров и услуг. «В данных заказов содержались номер, время заказа, фамилия и имя покупателя, адрес электронной почты покупателя, IP-адрес покупателя, почтовый адрес покупателя, перечень заказанных товаров, их стоимость, актуальное состояние заказа», – отмечается в тексте искового заявления.

Союз потребителей  утверждает, что невозможно установить количество потребителей, права которых были нарушены. «Часть потребителей, данные которых были раскрыты, могут обнаружить негативные последствия данного факта через значительный период времени», – говорится в исковом заявлении.

Как ранее рассказал председатель Союза потребителей Петр Шелищ, скорее всего, пострадавшие будут требовать компенсации морального ущерба, согласно судебной практике, сумма может составить от 3 до 5 тыс. рублей. Если утечки повлекли за собой какие-либо последствия, например, сорвалась сделка или пострадавший стал жертвой грабежа, то речь может идти и об имущественных исках.

Напомним, что в июле в Рунете произошли сразу три крупных утечки информации через поисковые системы. Так, 18 июля в выдачу популярных поисковиков, в частности «Яндекса», попали тексты SMS, отправленные с сайта «Мегафона», а также номера телефонов получателей. Спустя неделю в поисковой выдаче были обнаружены ссылки на страницы со статусами заказов в различных интернет-магазинах с адресами покупателей, перечнем покупок, суммами счетов. Затем в поисковой выдаче оказались электронные железнодорожные билеты с датами, номерами рейсов, именами пассажиров.

Среди онлайн-магазинов, данные пользователей которых появились в поисковой выдаче, оказались Eleciga.ru, Sexyz.ru, Bagboom.com.ua и другие. На страницах интернет-магазинов содержатся электронные адреса, перечень заказанных товаров, стоимость покупки, IP-адреса, с которых заходили покупатели, а также адреса, по которым необходимо доставить товар, передает РИА «Новости».

По словам пресс-секретаря компании «Яндекс» Очира Манджикова, утечка информации произошла из-за некорректного использования файла robots.txt, который защищает информацию от индексирования поисковиками. «Мы рекомендуем администраторам сайтов внимательно изучать информацию о файле robots.txt и его корректном использовании», – порекомендовал Манджиков.

Сейчас компания «Яндекс» рассматривает возможность создания системы заблаговременного уведомления администраторов интернет-сайтов об обнаружении на их ресурсах персональных данных пользователей.

«Со своей стороны можно сделать так, чтобы заранее уведомлять веб-мастеров о том, что нашли на их ресурсах нечто, похожее на персональную информацию. Если мы научимся это делать, то веб-мастеров будем оповещать сами», – сообщил глава компании Аркадий Волож.

По мнению экспертов, клиенты интернет-магазинов на компенсацию могут не рассчитывать, поскольку у таких компаний практически нет никакой собственности и больших оборотных активов. «Интернет-магазины довольно часто, хоть и не всегда, представляют из себя небольшие фирмы-ООО с уставным капиталом в виде «стула офисного на колесиках», оцененного в десять тысяч рублей. Товара в собственности у такой организации нет, равно как и склада под него, а деньги по мере поступления могут выводиться на личный счет управляющего магазином», – говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.

Утечка персональных данных из интернет-магазинов происходит не только в России, но и за рубежом. В других странах установлена материальная и уголовная ответственность за утечку информации. Однако серьезных приговоров история пока не знает, поскольку  слишком трудно найти лицо, которому можно предъявить обвинение в раскрытии данных.

«Компании также довольно трудно оштрафовать, они предъявляют доказательства формального соблюдения требований по защите информации и высказывают предположение о краже информации каким-либо сотрудником, который, конечно же, подвергается увольнению с выплатой компенсации и также отрицает какую-либо причастность к произошедшему», – говорит Липатов.

..............