Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевНа те же грабли
Минск борется с кризисом, повышая зарплаты бюджетникам
Одной из главных причин валютного кризиса в Белоруссии экономисты называют резкий рост зарплат бюджетников в 2010 году перед выборами президента. Мерой выхода из кризиса считают сокращение расходов и замораживание зарплат. Однако белорусские власти продолжают действовать вопреки здравому смыслу и повышают оплату труда.
Власти Белоруссии индексировали зарплаты бюджетников за май на 26,6%, несмотря на требования Международного валютного фонда заморозить зарплаты. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на Министерство труда и социальной защиты Белоруссии.
Повышение зарплат бюджетникам нелогично с макроэкономической точки зрения выхода из кризиса, но логично с точки зрения сохранения политической власти
В Минтруде объясняют, что доходы бюджетников за май будут проиндексированы, поскольку рост цен в этом месяце превысил 5% к месяцу их предыдущей индексации в апреле 2011 года.
Месячная минимальная заработная плата за май 2011 года будет увеличена на 23,7% – до 541,35 тыс. рублей. Кроме того, пособия и стипендии безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 72%, говорится в сообщении Минтруда.
Инфляция в Белоруссии в мае 2011 года составила 13,1% против 4,5% в апреле того же года. За пять месяцев 2011 года потребительские цены увеличились на 25,4%.
Между тем белорусские экономисты, да и сам президент Белоруссии говорили, что валютный кризис в стране был спровоцирован неразумным повышением зарплат в 2010 году.
Так, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико говорил газете ВЗГЛЯД, что Лукашенко перед выборами в декабре при поддержке Кремля накачал белорусскую экономику деньгами, увеличив за год заработную плату бюджетников на 50%, что и спровоцировало валютный тупик. По его словам, белорусские власти допустили фундаментальные ошибки макроэкономической политики, когда при росте ВВП в 2010 году на 7% подняли заработную плату в долларовом эквиваленте в 1,5 раза. Так, если в январе 2010 года средняя заработная плата в Белоруссии равнялась 330 долларам, то в декабре 2010 года – уже 500 долларам, говорил Заико.
Даже сам президент Белоруссии в конце мая признал, что страна жила не по средствам: «Мы продолжали социальную политику, но утратили чувство меры. Мы считали, что деньги берутся из воздуха. Надо было жить по средствам».
- Лукашенко и Кудрин поспорили по поводу приватизации
- Белоруссия начала выплачивать долг России
- Белоруссия взяла у Китая кредиты на миллиард долларов
- России снова пришлось заступиться за свои СМИ в Белоруссии
- Лукашенко дал свою оценку стоимости Беларуськалия
Эксперты МВФ, которые работали в стране с 1 по 13 июня для оценки состояния белорусской экономики, также пришли к такому выводу: «истоки» кризиса в Белоруссии лежат в повышении оплаты труда бюджетников до того уровня, который экономика страны не могла себе позволить.
Продолжая индексировать заработную плату бюджетникам, белорусские власти наступают на те же грабли, что и в прошлом году. При этом они еще и рискуют не получить желанный кредит от МВФ.
«Повышение зарплат бюджетникам нелогично с макроэкономической точки зрения выхода из кризиса, но логично с точки зрения сохранения политической власти. Лукашенко идет не по пути выхода из кризиса, а по пути очередной покупки электората в надежде продать какой-то госактив и выручить средства для стабилизации ситуации в экономике», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Экономисты МВФ также считают, что одной из мер по выходу Белоруссии из кризиса является необходимость заморозить зарплаты бюджетников. Напомним, что Белоруссия попросила у МВФ кредитную поддержку в размере от 3,5 до 8 млрд долларов. Миссия МВФ приезжала в Белоруссию как раз для того, чтобы понять, что происходит в Белоруссии и какие требования выставить стране в обмен на получение кредита. Фонд даст кредит только при условии выполнения экономических реформ.
МВФ рекомендует в целом сократить расходы, в том числе социальные, и сбалансировать бюджет, ограничить кредитование и повысить ставки рефинансирования до уровня инфляции. Официальный прогноз по инфляции по итогам этого года составляет 39%, но эксперты не исключают, что она может дойти до 50–75%.
МВФ также рекомендует Лукашенко провести приватизацию (это условие выставляет также ЕврАзЭС, который готов дать кредит на 3 млрд долларов в течение трех лет), создать хорошо функционирующий банк развития и поддерживать частный бизнес.
Чтобы реанимировать валютный рынок, экономисты МВФ предлагают сделать курс белорусского рубля плавающим. В этом случае курсы валют будут свободно формироваться на межбанковском рынке и на рынке наличной валюты.
Между тем главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что главная причина валютно-финансового кризиса в Белоруссии не в росте зарплат, а в торговой войне с ЕС. Импорт республики вырос в 2010 году на 22% – до 37 млрд долларов. Для сравнения: в 2007 году он вырос на 27% , в 2008 году – на 39%, в 2009 году снизился на 28%.
«Никаких особенных перекосов в сфере роста внешнего потребления в связи с муссируемой темой «чрезмерного увеличения госрасходов» с точки зрения динамики импорта не наблюдается. А вот экспорт в ЕС упал, и это вызвало платежный дисбаланс. Белоруссия находится в состоянии торговой, информационной войны с ЕС», – объясняет экономист.
По его мнению, Белоруссия сможет улучшить ситуацию за счет внешних заимствований, привлечения иностранных инвестиций, проведения приватизации, а также с помощью ограничения продажи валюты, импорта и наращивания экспорта. «Кроме того, будет усилен госконтроль за ценами, получит развитие система госзакупок. Белорусское руководство может заменить этими мерами «жесткую» политику в сфере госрасходов», – считает экономист.