Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевЕще больше ограничить
Медведев лично контролирует новые правила алкогольного рынка
Президент Медведев впервые лично внес поправки в проект закона. Он потребовал доработать закон о регулировании алкогольного рынка, принятый Госдумой в первом чтении, указав, что конкретно ему не нравится. В частности, президент хочет наделить регионы правом вводить полный запрет на продажу алкоголя.
Проект закона о регулировании производства и оборота алкоголя, который был одобрен Госдумой 22 февраля в первом чтении, требует «юридико-технической и редакционной» доработки, решил президент Дмитрий Медведев. Глава государства направил свое заключение на проект председателю Госдумы Борису Грызлову, говорится на сайте Кремля.
Кардинальных изменений корректировки, сделанные президентом, не несут, отмечают эксперты. Однако это первый случай в российском законодательстве, когда президент лично вносит поправки в законопроект.
#{smallinfographicright=447514}«Таким образом он показывает значимость закона и серьезность намерений по ужесточению контроля за алкогольной продукцией, – считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз. – Президент, так сказать, держит руку на пульсе и лично контролирует выполнение поставленной задачи по снижению объемов потребления алкогольной продукции».
Напомним, что этот законопроект запрещает продажу в розницу алкоголя крепостью более 5%, в том числе пива, в любых магазинах в ночное время (с 23 до 8 часов), а также запрещает полностью (и ночью, и днем) торговать этой продукцией в ларьках, киосках, палатках и других несанкционированных местах, а также в местах массового скопления граждан и повышенной опасности.
Для профилактики алкогольной зависимости среди молодежи в законопроекте предлагается маркировать слабоалкогольную продукцию крепостью более 7%, а алкоголь крепостью менее 7% продавать только в таре объемом менее 330 мл и указывать содержание спирта как в 100 мл, так и в объеме потребительской тары. Это должно увеличить стоимость продукции и помочь снизить разовую дозу потребления алкоголя, считают депутаты. Понятие «пиво» закрепляется как алкогольная продукция.
Глава государства в пояснительной записке указывает на то, что в законопроекте недостаточно ограничений, которые способствовали бы снижению масштабов потребления алкогольной продукции и пива, особенно среди молодежи, а также привели бы к усилению профилактики алкоголизма в России.
Медведев предлагает внести свои поправки в закон и в связи с этим скорректировать сроки вступления его в силу «в зависимости от готовности необходимых проектов правовых актов правительства». На данный момент закон вступает в силу с момента его опубликования, а отдельные положения – с 1 июля 2011 года.
В своем заключении к проекту Медведев указывает на то, что надо расширить полномочия регионов в области регулирования и контроля за продажей алкоголя и пива. В частности, он хочет наделить их правом устанавливать полный запрет на продажу этой продукции. Глава государства указывает, что этот момент оговаривался в поручении президента от 10 сентября 2009 года и в Комплексе мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ.
- Цену на водку предложено увеличить
- Уровень потребления алкоголя в некоторых странах мира
- Водку будут продавать лишь по предъявлению паспорта
- Путин: Продажа алкоголя подросткам повлечет до года исправительных работ
- МЭР поддержал идею Минфина увеличить акцизы на алкоголь и табак
Согласно проекту, регионы уже получили право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.
В своем заключении Медведев также указывает на нечеткость некоторых формулировок. Так, он требует лучше разъяснить формулировку в отношении «деятельности по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта». Кремль также требует дополнительно проработать такие понятия, как «места массового скопления граждан», «места нахождения источников повышенной опасности», «общественные места», а также уточнить определение понятия «напитки, изготавливаемые на основе пива».
К таким напиткам относятся крепкие сорта пива, в которые добавляется этиловый спирт. Налоговый кодекс определяет, что к крепким сортам пива относится пиво крепостью выше 8,6%. Тогда как в законопроекте указывается, что напитки, изготавливаемые на основе пива, – это продукция крепостью до 7%. Неточность необходимо исправить, заключает президент в пояснительной записке.
#{smallinfographicleft=447120}Кроме того, отнесение к напиткам, изготавливаемым на основе пива, алкогольной продукции с добавлением этилового спирта создаст условия для изготовления различных суррогатных спиртных напитков, предупреждает президент в записке.
Медведев также предлагает унифицировать механизмы предоставления сведений об объемах розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Требует уточнить, должны ли продавцы алкоголя, в том числе индивидуальные предприниматели, иметь стационарные торговые и складские помещения в собственности или можно снять их в аренду. Напомним, что по новому законопроекту без этих помещений торговать алкоголем крепостью более 5% запрещается.
Медведев также обращает внимание, что требование делать надпись на этикетке бутылок «Алкоголь вредит Вашему здоровью» не относится к регулированию данным законопроектом, этот вопрос надо регламентировать нормами технического регламента. «Кроме того, данная норма содержит правило общего применения, не учитывающее особенности потребительской тары и видов алкогольной продукции, и при применении на практике создаст необоснованные препятствия на этом рынке», – говорится в записке президента.
Этот законопроект, а также увеличение налоговой нагрузки являются шагами в сторону создания госкомпании по продаже алкоголя в рознице
Медведев предлагает дать больше времени компаниям для разработки и изготовления новых марок и перемаркировки всей продукции. В новом законопроекте расширяется круг алкогольной продукции, подлежащей маркировке. Изначально это положение должно было вступить в силу с 1 июля этого года.
Поправки президента кардинальных изменений не несут, обо всем этом уже много раз говорили, и без него бы их все равно внесли в законопроект, который прошел только первое чтение, считает Вадим Дробиз из ЦИФРА.
Однако возникает вопрос к расширению полномочий регионов. «Субъектам Федерации предлагается разрешить вводить полный запрет на продажу алкоголя, фактически вводить «сухой» закон в регионах. И верноподданные губернаторы, назначаемые президентом, вполне могут реализовать эту возможность. Тогда необходимо также прописать механизм проведения референдума населения», – говорит Дробиз. По его мнению, временных ограничений на продажу в ночное время вполне достаточно. Эти ограничения и так уже ведут к тому, что рынок просто уходит в подполье: официально объемы продаж алкоголя снизились из-за ночного запрета, однако никакого снижения потребления алкоголя нет, говорит эксперт.
Руководитель Центра по разработке национальной алкогольной политики Павел Шапкин также обращает внимание на предоставление регионам права вводить полный запрет на продажу алкогольной продукции. «Это может привести к тотальному запрету в некоторых регионах, например, в праздничные дни и дни проведения торжественных мероприятий. Скорее всего, президент хочет опробовать этот механизм на уровне регионов с тем, чтобы потом реализовать его на уровне федерального законодательства», – полагает Шапкин.
По мнению эксперта, следующим шагом станет появление в России специальной государственной системы продаж: алкоголь будет продаваться в специальных магазинах или отделах при супермаркетах.
Временные ограничения для существующих магазинов по продаже крепкого алкоголя сейчас приводят к конфликту между продавцами и покупателями. «Продавцам приходится после 23 часов чем-нибудь прикрывать стеллажи с алкоголем, однако покупатель требует продукцию, которую ему могут продать без чека. Представьте: ситуация в сельпо, где все друг друга знают», – говорит Шапкин.
«Этот законопроект, а также увеличение налоговой нагрузки являются шагами в сторону создания госкомпании по продаже алкоголя в рознице», – считает Павел Шапкин. «Мы неминуемо движемся в сторону скандинавского опыта. В Финляндии и Швеции, например, запрещена торговля алкоголем, кроме пива крепостью не более 3%, в вечернее время и в воскресные дни», – добавляет эксперт. Там же введены и самые высокие в мире налоги на алкоголь и уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним.
Параллельно идет повышение налоговой нагрузки на алкогольном рынке. «В 2010 году было произведено 107 млн декалитров водки, то есть больше «ведра» на человека в год, включая младенцев и стариков. Увеличение налоговой нагрузки приведет к сокращению этих объемов на 30% в течение трех лет, что соотносится с задачами президента к 2020 году сократить уровень потребления алкоголя в два раза», – говорит эксперт.