Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
28 февраля 2011, 21:50 • Экономика

Деньги за время

Минтранс готов увеличить компенсации за задержку рейсов

Деньги за время
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Минтранс готов увеличить размер компенсаций пассажирам со стороны авиакомпаний за задержку рейсов, говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова Обществу защиты прав потребителей. Общество предлагает заставить перевозчиков платить пассажиру неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки вылета.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» подняло проблему низкой суммы компенсаций пассажирам за задержку рейса, после того как 25–28 декабря в московских аэропортах случился транспортный коллапс.

Аэрофлот» заявлял, что выделит 20 млн долларов на компенсации пострадавшим. И где эти деньги?

Тогда более 25 тыс. человек не смогли вылететь к месту назначения и оказались заложниками аэропортов. «Именно тогда стало очевидно халатное отношение большинства авиаперевозчиков к своим пассажирам. Ведь в России размер компенсаций потребителям за просрочку отправки рейса, установленный Воздушным кодексом, неадекватно низкий», – говорится в сообщении ОЗПП.

Эта организация 17 января направила письмо с требованием увеличить ответственность авиакомпаний на имя председателя правительства Владимира Путина. Письмо перенаправили сначала в департамент промышленности и инфраструктуры, а 20 января – в Минтранс. В понедельник ОЗПП получило письменный ответ на свой запрос от ведомства Окулова, датированный 14 февраля.

В письме говорится, что Минтранс поддерживает предложение ОЗПП о внесении изменений в ст. 120 Воздушного кодекса РФ в целях увеличения размера ответственности перевозчика за задержку отправления воздушного судна. В настоящее время вопрос о внесении таких изменений «прорабатывается», говорит в письме замминистра транспорта Валерий Окулов.

Согласно  действующей на сегодня статье 120 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, штраф за нарушение сроков авиаперевозок составляет всего 25% от минимального размера труда (равен сейчас 100 рублям) в час, то есть всего лишь 25 рублей в час. Таким образом, за сутки, проведенные в аэропорту, авиакомпания обязана заплатить пассажиру всего 600 рублей. Из-за столь низкой компенсации большинство пострадавших пассажиров не спешат ее требовать от перевозчиков в судебном порядке, так как потраченное время и судебные издержки обойдутся дороже, отмечают в ОЗПП.

Поэтому в ОЗПП предложили правительству напрямую привязать ответственность авиаперевозчика к стоимости билета пассажира: обязать авиакомпании выплачивать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки «доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения».

Перевозчик может отказаться от уплаты этой компенсации только в том случае, если докажет, что «просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». В такой формулировке ОЗПП предлагает изменить статью 120 Воздушного кодекса РФ.В среднем стоимость авиабилета сейчас составляет 18 тыс. рублей, соответственно, 3% от этой стоимости составит 540 рублей за час задержки вылета, сказала газете ВЗГЛЯД юрист ОЗПП Мария Свиридова. В этом случае за задержку рейса или багажа на сутки пассажир сможет требовать компенсацию в размере 12 960 рублей вместо 600 рублей по действующему законодательству, добавляет эксперт.

«Внесение указанных изменений в дальнейшем должно стимулировать авиаперевозчика заблаговременно предпринимать меры для недопущения повторения ситуации, произошедшей 26–28 декабря 2010 года, и предотвратить халатное отношение авиакомпаний к пассажирам»,  – считают в Обществе защиты прав потребителей.

Такая сумма штрафа станет ближе к международным стандартам. Правда, в странах ЕС штрафы привязаны не к стоимости билета, а зависят от дальности полета. Так, согласно правилам авиаперевозок ЕС, за задержку вылета более чем на три часа при дальности полета до 1500 км пассажир вправе рассчитывать на компенсацию от перевозчика в 250 евро, при дальности полета 1500–3500 км – до 400 евро, более 3500 км – до 600 евро. Если вылет рейса задерживается более чем на пять часов, то пассажир имеет право отказаться от поездки и получить полную стоимость билета обратно.

За сутки, проведенные в аэропорту, авиакомпания обязана заплатить пассажиру всего 600 рублей

ОЗПП также выступает за ратификацию в России Монреальской конвенции, которая не ограничивает лимит ответственности авиаперевозчика и по которой работают большинство авиаперевозчиков в мире.

Пока Минтранс обещает лишь заняться изучением проблемы низкой суммы штрафов и не дает конкретных обещаний, насколько может быть увеличена сумма компенсаций пассажирам за задержку рейса. «Сегодня правительство сделало первый шаг в верном направлении, но для изменения законодательства, конечно, потребуется время», – отметили в пресс-службе ОЗПП.

Пока правительство разбирается с законами, пострадавшие в конце декабря авиапассажиры пытаются решить вопрос компенсаций самостоятельно через суд. В частности, с претензиями к «Аэрофлоту» в суд направлено 50 исков от пассажиров на общую сумму в 10 млн рублей, сообщил ВЗГЛЯДу адвокат Сергей Жорин, представляющий интересы пассажиров. По его словам, пассажиры требуют возместить не только реально понесенный убыток, но также моральный ущерб на сумму не менее 200 тыс. рублей на человека плюс судебные расходы (порядка 50–60 тыс. рублей).

Многие пассажиры «Аэрофлота» остались недовольны ваучерами, которые после инцидента стала выдавать авиакомпания. По теории компании, эти ваучеры можно было обменять на билет в один конец. Однако, по словам Жорина, на практике оказалось, что ваучеры могут получить далеко не все пассажиры, пострадавшие в транспортном коллапсе в конце декабря, а суммы выданных ваучеров были малы для приобретения билета. «Аэрофлот» заявлял, что выделит 20 млн долларов на компенсации пострадавшим. И где эти деньги?» – удивляется юрист.

Однако сегодня «Аэрофлот» направил Сергею Жорину факс, в котором изъявил желание урегулировать претензии своих клиентов в досудебном порядке. В частности, «Аэрофлот» попросил предоставить «сводный реестр претензий пассажиров» и назначить дату первого совещания рабочей группы по решению проблемы.

По мнению адвоката, защищающего пассажиров, досудебное решение проблемы намного выгодней перевозчику. «С одной стороны, компания снижает репутационные риски, с другой – финансовые потери. При досудебном урегулировании исков есть возможность уменьшить суммы морального ущерба и судебных расходов», – говорит ВЗГЛЯДу Сергей Жорин.

Трансаэро, в отличие от «Аэрофлота», отличилась более справедливым отношением к пассажирам, считает адвокат. Эта авиакомпания уже в начале января создала комиссию по урегулированию претензий пассажиров из-за транспортного коллапса в Домодедово. На сегодняшний день перевозчик выплатил пассажирам уже 12 млн рублей.

Впрочем, щедрость Трансаэро может объясняться и тем, что правительственная комиссия по проверке деятельности авиационного комплекса в кризисный период оправдала перевозчика, а виновной в транспортном коллапсе признала аэропорт Домодедово. Поэтому все свои потери, понесенные из-за выплат компенсаций пассажирам, Трансаэро планирует вернуть, забрав у аэропорта Домодедово. В ситуации с «Аэрофлотом», базирующимся в Шереметьево, виновником невылета тысяч пассажиров была признана сама авиакомпания. «Аэрофлот» не сможет переложить убытки на чужие плечи.

..............