Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
13 октября 2011, 22:15 • Экономика

«Рынок переполнен фальсификатом»

Эксперты оценили упрощение процедуры сертификации

«Рынок переполнен фальсификатом»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Премьер-министр Путин потребовал вдвое сократить долю товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Это, по его мнению, поможет бизнесу заниматься своим делом, а не хождением за справками. Эксперты же указывают на другую проблему – слабую защиту россиян от некачественной продукции, и причина тут не в отмене сертификации.

В последние два года для части товаров обязательная сертификация была заменена декларированием. В итоге доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизилась с 80% до 46%. Так, в феврале 2010 года обязательная сертификация была отменена для парфюмерно-косметической и пищевой продукции.

В связи с отменой обязательной сертификации правительство рассчитывает на повышение ответственности самих производителей

Теперь доля товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, должна быть сокращена вдвое – до чуть более 20%, заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства, сообщает РИА «Новости».

По его словам, эти шаги поддержат бизнес, упростят выход на рынок новых компаний и производителей, что позволит предпринимателям «чувствовать себя комфортно, заниматься своим делом, а не хождениями за справками и бумажками».

«Сегодня бизнес сталкивается здесь с определенными сложностями. Среди них непрозрачность и предвзятость отраслевых систем контроля и надзора, которые к тому же дают зеленый свет экспертам сомнительного профессионального уровня и тем самым создают почву для коррупции, ставят под угрозу безопасность людей», – рассказал премьер.

В связи с отменой обязательной сертификации, по словам Путина, правительство рассчитывает на повышение ответственности самих производителей и усиление роли саморегулируемых организаций, институтов аккредитации и страхования ответственности. Это и позволит обеспечить интересы граждан и потребителей.

В четверг на заседании президиума также рассматривалось положение о создании нового органа – Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация). Она будет устанавливать правила работы для профессиональных организаций по сертификации, испытательных лабораторий и экспертных организаций.

По словам премьера, формирование такой единой службы позволит значительно сократить численность чиновников, отвечающих за эти вопросы в целом ряде министерств и ведомств. Он добавил, что активное участие в работе Росаккредитации должны принять органы местного самоуправления и общественные организации – союзы защиты прав потребителей и объединения предпринимателей.

Процедура не изменилась

В одном из органов по сертификации продукции газете ВЗГЛЯД рассказали, что никакой особой разницы между процедурой получения обязательной сертификации или декларирования в компании не видят. «Сертификация продукции как была, так и осталась, она только для некоторых товаров перетекла из одной формы в другую», – отмечает представитель компании.

«В законах о техническом регулировании появилось деление понятия сертификации продукции и услуг на два вида: на обязательную сертификацию с выдачей сертификата соответствия и на обязательную сертификацию с выдачей декларации соответствия. Ту же пищевую продукцию перевели из разряда обязательной сертификации в разряд декларирования. Но это не значит, что она не сертифицируется, мы так же проводим испытания, так же проверяем качество продукции и оформляем все документы. Процедура та же самая»,  – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

По его словам, разница лишь в том, что при обязательной сертификации испытывать и проверять качество продукции должно третье независимое лицо – орган сертификации товаров. При декларировании компания сама может испытать продукцию в аккредитованной лаборатории, собственной или сторонней, прийти в орган сертификации уже со своими данными и оформить декларацию соответствия. «Процедура сертификации осталась, по сути, та же самая, поменялись лишь некоторые требования, бланк и название самой процедуры», – говорит представитель компании, занимающейся сертификацией продукции.

Защита для потребителя – не сертификация, а строгий рыночный контроль и неотвратимость наказания, которые дисциплинируют и производителя, и поставщика

Подобная система декларирования давно существует в Европе. Там это простая процедура, которая еще и удешевляет появление продукции на рынке. Однако в России по-прежнему существует сложная аккредитация собственных лабораторий предприятий, и далеко не у всех компаний имеется хорошая научно-техническая база для исследований, что усложняет процесс появления нового продукта. В итоге российские малые и средние предприятия по-прежнему вынуждены обращаться в независимые лаборатории, как и при обязательной сертификации.

Смешные штрафы

Но главная проблема в России – это контроль за качеством продукции, поступившей на рынок. В Европе за невыполнение заявленного качества продукции полагается серьезное наказание, тогда как в России – несущественные штрафы.

Замена обязательной сертификации декларированием не решает главной проблемы – защиты потребителя, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, для производителей наличие обязательной сертификации не является острой проблемой, так как сертификацию всегда можно купить. «Защита для потребителя – не сертификация, а строгий рыночный контроль и неотвратимость наказания, которые дисциплинируют и производителя, и поставщика», – считает Шелищ.

«К сожалению, важная функция обязательной сертификации – снижение рисков подорвать здоровье или не быть обманутым, вместо одного товара получив другой, – по жизни очень плохо обеспечивается, сертификаты продаются и покупаются. Порядка в этом деле нет. Поэтому более значимой оказывается негативная сторона сертификации, что за все это приходится платить потребителю»,  – объясняет председатель Союза потребителей России.

«Наше государство, с моей точки зрения, не нашло пока механизма, обеспечивающего безопасность и невведение в заблуждение потребителя. Рынок переполнен фальсификатом и товаром, который, мягко говоря, не полезен для нашего здоровья»,  – указывает на главную проблему Петр Шелищ.

В европейских странах потребитель с этой точки зрения защищен лучше. «В развитых странах государство отвечает за безопасность товаров не за счет строгих и жестких правил, выполнение которых дает право выйти на рынок, то есть не за счет предварительных процедур, а за счет рыночного контроля и неотвратимости серьезного наказания нарушителя. Это и высокие штрафы, и закрытие компаний, и уголовная ответственность. Вот это и держит в напряжении рынок в развитых странах», – говорит председатель Союза потребителей России.

«У нас же обманывать потребителя и продавать то, что вредно его здоровью, – это малорискованное занятие. В этом вся проблема»,  – добавляет он. Во-первых, штрафы в России смешные, во-вторых, у контрольных органов связаны руки.

Так, за невыполнение задекларированных обещаний юрлицо может быть оштрафовано всего на 50 тыс. рублей. Правда, в прошлом году Минпромторг заявил, что готовит поправки в КоАП, по которым штрафы за производство некачественной продукции повышаются в 10 раз, то есть до 500 тыс. рублей. Однако пока эти поправки не приняты.

«Предполагается, что если компания неправа и ее товар не соответствует заявленным стандартам качества, то на рынке ее «поправят». Но на рынке никто не поправляет, потому что некому поправлять: контрольные органы стреножены, им запрещено чаще чем раз в три года проверять малых предпринимателей»,  – говорит Петр Шелищ.

..............