Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Самый большой должник – Куба»
Борис Хейфец: Долг Запада перед РФ оценивался в $145 млрд
Во вторник глава МИДа Сергей Лавров сообщил, что российские власти приняли решение списать долг Афганистана на общую сумму в 12 млрд долларов. О том, почему Россия списывает долги развивающихся стран, хотя сама исправно платит по счетам, а также есть ли от подобного «милосердия» хоть какой-то экономический эффект, газете ВЗГЛЯД рассказал профессор Института экономики РАН Борис Хейфец.
«Все долги перешли России»
– Российские власти приняли решение списать долг Афганистана на общую сумму в 12 млрд долларов. Сколько еще различные страны мира должны России?
– России достались вместе с долгами СССР еще и активы в разных частях мира. Сначала они были разделены между постсоветскими странами. Потом все долги перешли России. В целом долг западных стран России оценивался в 145 млрд долларов в пересчете 0,66 рубля за доллар – именно такой был курс доллара Госбанка СССР.
В целом до 2002 года мы урегулировали отношения со многими нашими должниками. Было списано очень много задолженности – в среднем от 65% до 95%
Москва вела, правда, не очень активно, переговоры по поводу списания этого долга. Некоторые страны не признавали эту задолженность, не считая Россию правопреемницей СССР. Поэтому не получалось, хотя были предложения пересчитать долг по курсу 3–4 рубля за доллар. Но больших успехов в переговорах не удавалось достичь.
– Что, совсем ни с кем договориться не удалось?
– Договориться удалось только с Индией, которая отказалась от старого валютного коэффициента. Индия выплачивала этот долг – правда, не деньгами, а поставками товаров. А три года назад договорились о том, что оставшуюся часть долга в размере 1 млрд долларов можно будет использовать в инвестиционных целях, то есть конвертировать долг в акции индийских предприятий.
Но здесь Индия долго никак не давала окончательного согласия на эту операцию. Но лоббистские возможности АФК «Система» сделали свое дело. Долг будет потрачен на покупку 20% акции индийской телекоммуникационной компании. На мой взгляд, это несколько противоречиво, поскольку можно было бы потратить долг на покупку акций какой-нибудь фармацевтической компании.
«Было списано очень много задолженности»
– А остальные страны?
– Что касается остальных стран, то часть их долга была вообще продана, причем на этом неплохо заработали наши бизнесмены. Но так как процесс все-таки шел неактивно, было принято решение вступить в Парижский клуб в 1997 году.
- Москва прощает долги
- Парижский клуб списал весь долг Афганистана
- ВБ и МВФ помогут Афганистану избавиться от долгов
- РФ списала долг Афганистану
Это было ошибочно, поскольку у нас была достаточно негибкая политика по поводу курса. Кроме того, Парижский клуб не признавал военные долги, тогда как 80% всех долгов нам приходится как раз на эту категорию.
– Каким странам Россия списала долги?
– В целом до 2002 года мы урегулировали отношения со многими нашими должниками. Было списано очень много задолженности – в среднем от 65% до 95%. Значительные суммы были списаны в сентябре 2000 года Вьетнаму (9,4 млрд долларов) и Монголии в декабре 2003 года (более 11 млрд долларов).
Долги были списаны и далеко не бедным странам на льготных условиях. Так, его списали Ираку в 2004 году – 9,3 млрд долларов, или более 90% всей задолженности. Там была большая политическая уступка, но она оправдала себя – долг во многом уже вернулся.
«Изменения связаны с вступлением в Парижский клуб»
– Есть еще примеры?
– Конечно. Сирии в 2005 году списали 9,8 млрд долларов (70%), Алжиру в 2006 году – 4,7 млрд долларов (100%). Следует отметить, что по условиям Парижского клуба эти страны не могли рассчитывать даже на незначительное списание долга в силу показателя душевого дохода.
По условиям Парижского клуба долг должен был выплачиваться только деньгами, а не товарами, как было раньше. Кстати, до вступления в клуб товарами мы получили от должников примерно 25 млрд долларов.
Экономист, профессор Института экономики РАН Борис Хейфец считает, что России незачем было вступать в Парижский клуб (фото: кадр канала 5tv) |
– А зачем вообще списывать долги различным странам, когда Россия сама полностью платит по своим международным счетам?
– Это во многом связано с изменением российской политики в этой области. После вступления в Парижский клуб в 1997 году наша страна стремилась придерживаться основных принципов облегчения долгового бремени, принятых в этой неформальной организации кредиторов.
Кроме того, Россия активно участвует в G8. А одной из форм практической деятельности «восьмерки» является помощь развивающимся странам. С другой стороны, мы заинтересованы в налаживании связей с этими странами. Поэтому и происходят списания.
– Но есть в списании долгов экономический смысл?
– С некоторыми странами удавалось договариваться по поводу льготных экономических условий. Например, как это было с Алжиром.
Так, взамен на списание задолженности в размере 4,7 млрд долларов была достигнута договоренность о крупных закупках этой страной российской военной техники на такую же сумму. По факту удалось заключить контракты на 7,5 млрд долларов. Речь идет о поставках новых МиГ-29 для парка алжирских ВВС.
Но там тоже не все гладко оказалось, поскольку техника была частично бракованной. Сейчас непонятно, на чем остановились стороны.
«Чисто экономического эффекта мы бы не получили»
– Как вы считаете, больше политического или экономического смысла в списании долга?
– Здесь все в совокупности. Чисто экономического эффекта мы бы никогда не получили. Кроме того, следует учитывать внешнеполитическую конъюнктуру. Страны G8 и G20 оказывают помощь развивающимся странам. Если бы Россия не пошла по этому же пути, то она была бы белой вороной.
Другое дело, что на международном уровне это списание нам не засчитывается как помощь развивающимся странам. Конечно, мы что-то пытались «застолбить», но в целом экономического эффекта мало.
– Какая страна всех больше должна России?
– Самый большой должник России – это Куба. На нее приходится порядка 22–25 млрд долларов. Но тут все сложно, и рассчитывать на возврат долга не приходится. Она не признает существования советского долга и выдвигает встречные претензии в результате резкого разрыва экономических отношений между Кубой и Россией в начале 90-х годов, причем без предупреждений. Свои претензии Куба оценивает в 25–30 млрд долларов, что больше российских претензий.
– Насколько активно списывают долги другие страны? Например, США, Великобритания.
– Они тоже списывают, но нужно учитывать, что мы списываем долги перед СССР. По конкретным цифрам, конечно, сложно сказать. Есть различная статистика по списанию долгов. Но на реальные списания приходится всего 10% долгов. Есть же различные схемы списания, в том числе переход на гранты, оказание консультативной помощи.