Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияШматко не заметил санкции
Шматко: Россия готова поставлять нефтепродукты в Иран
В среду Россия и Иран договорились о сотрудничестве в сферах нефти, газа и нефтехимии. Соответствующее совместное заявление подписали министр нефти Ирана Сайед Массуд Мирказеми и российский министр энергетики Сергей Шматко. По словам главы Минэнерго, российские компании готовы поставлять в Иран нефтепродукты «при наличии коммерческого интереса». При этом санкции, по словам Шматко, не станут помехой развитию отношений в этой отрасли.
В среду министр энергетики России Сергей Шматко и министр нефти Ирана Сайед Массуд Мирказеми подписали совместное заявление, предусматривающее сотрудничество двух стран в сферах нефти, газа и нефтехимии.
Возможности поставок нефтепродуктов в регион при наличии коммерческого интереса существуют
В частности, это заявление утверждает разработанную совместной российско-иранской рабочей группой «дорожную карту» перспективных проектов. Так, стороны договорились изучить возможность учреждения совместного банка по финансированию проектов в области нефти, газа и нефтехимии, обслуживающего операционную деятельность заинтересованных российских и иранских компаний, а также выработки механизмов использования национальных валют двух стран, передает РИА «Новости».
По итогам встречи Сергей Шматко заверил иранского министра, что Россия готова поставлять нефтепродукты в Иран. «Возможности поставок нефтепродуктов в регион при наличии коммерческого интереса существуют», – сказал российский министр.
«Мы соседи, и при реализации нашего большого проекта по развитию транспортного коридора на юг возможность поставок в том числе нефтепродуктов будет осуществляться», – цитирует Шматко «Интерфакс».
Стоит отметить, что Иран занимает четвертое место в мире по экспорту нефти, однако импортирует до 40% потребляемого бензина, поскольку в стране не хватает нефтеперерабатывающих мощностей. Иран импортирует только 100 тыс. баррелей бензина в сутки.
- Иран пойдет в обход
- «Перезагрузка» с иранской нагрузкой
- Вместе проследят
- «Действуют нам в ущерб»
- Расщепление Ирана
Зависимость Ирана от поставок бензина из-за рубежа рассматривается ведущими западными державами и международными организациями как основная возможность для ужесточения санкций, направленных на то, чтобы заставить страну отказаться от ядерной программы.
Как сообщалось ранее, ЕС утвердил блок экономических санкций против Тегерана, включая жесткие ограничения в нефтегазовом секторе. Ранее и администрация США объявила о расширении списка санкций в отношении Тегерана в связи с обеспокоенностью иранскими ядерными амбициями.
Президент США Барак Обама считает, что нынешние санкции – «самые жесткие и всеобъемлющие из тех, с которыми сталкивались иранские власти». Москва, к слову, выступила с критикой односторонних шагов Вашингтона и Брюсселя. «Потому что в конечном счете под эти санкции могут попасть другие государства, а, что называется, мы об этом не договаривались, когда планировали совместную резолюцию и когда принимали ее в Совете Безопасности ООН», – заявлял по этому поводу президент Дмитрий Медведев.
Это подтвердил в среду и Сергей Шматко. Он выразил уверенность в том, что международные санкции не помешают сотрудничеству двух стран в области ТЭК. «Санкции нам помешать не смогут», – сказал Шматко сразу после подписания совместного заявления двух стран.
«Санкции никак не влияют на экономическое и промышленное развитие Ирана», – сказал в свою очередь министр нефти Ирана, подчеркнув, что международные санкции были направлены не против Ирана, а против тех компаний, которые сотрудничали с Ираном в области нефтедобычи. В частности, речь идет о таких международных нефтегазовых гигантах, как Total, Shell и BP.
«Только по-настоящему независимые страны сотрудничают с Ираном», – добавил при этом Сайед Массуд Мирказеми.
Директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток, комментируя подписание совместного заявления, отметил, что Россия и Иран имеют огромный потенциал для сотрудничества в нефтегазовой сфере. «Российские нефтегазовые компании, прежде всего с государственным участием, готовы работать в Иране, даже несмотря на санкции, применяемые к стране мировым сообществом», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Виктор Марков из ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» при этом добавил, что Иран считается важным геополитическим центром на Ближнем Востоке, где сталкиваются интересы многих государств. «Присутствие в данном регионе важно для России, поскольку Иран обладает огромными запасами углеводородов. Санкции против Ирана со временем могут быть ослаблены, поэтому России необходимо поддерживать сотрудничество с Тегераном», – сказал он.
Прежде всего, по словам Штока, работа с Ираном может быть интересна «Газпром нефти». Российскую компанию интересуют два месторождения: Азар и Шангул блока Анаран, – геологические запасы которых оцениваются в 5–6 млрд баррелей нефти.
Кроме того, Газпром также рассчитывал принять участие в иранских проектах. Речь идет о строительстве подземных газохранилищ. А компания «Стройтрансгаз» проявляет интерес к проекту газопровода из Ирана в Индию и Пакистан.
Следующее заседание совместной российско-иранской рабочей группы планируется провести в Тегеране в IV квартале 2010 года.