Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
1 июля 2010, 20:20 • Экономика

«Даешь каждый год по Google»

Сурков: Наука не должна быть на самоокупаемости

«Даешь каждый год по Google»
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Мария Шувалова

В Госдуме прошли парламентские слушания по поводу создания инновационного центра «Сколково». Основными спикерами на них стали первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, нобелевский лауреат Жорес Алферов и координатор «Сколково» Виктор Вексельберг. Выступление каждого было посвящено конкретной проблематике: Сурков сделал акцент на интернационализации города будущего, Алферов – на возрождении крупных научно-исследовательских проектов в привязке к «Сколково», а Вексельберг – на обеспечении тесной связки между изобретениями в «Сколково» и их последующей реализацией на рынке инноваций.

Полный аншлаг

Быть патриотом сегодня – это желать как можно большего количества иностранцев, работающих в России

Обсудить проблемы создания научно-исследовательского центра «Сколково» собрались в Госдуме в четверг более 250 человек. Желающих принять участие в слушаниях оказалось так много, что сотрудники ФСО едва успевали выписывать для них пропуска, а кому-то в изнывающей от жары толпе на входе даже пришлось вызывать на помощь бригаду думских врачей.

Ажиотаж царил и внутри парламента, обычно пустующего в дни, свободные от пленарных заседаний. Это и неудивительно, ведь в числе участников слушаний оказалась чуть ли не вся политическая и деловая элита России, не считая многочисленных представителей науки и общественных организаций.

«Сколково» – это наша школа инновационной экономики, первая фабрика по производству технологий и начало нового вида бизнеса для России», – заявил, открывая парламентские слушания, глава думского комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров.

«Важнейший элемент – импорт мозгов»

#{image=410518}После него в Думе выступили с докладами три основных спикера. Ими стали первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков, нобелевский лауреат Жорес Алферов и президент фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Виктор Вексельберг.

У каждого из выступавших была своя специфика выступления. Так, Владислав Сурков сделал акцент на интернационализации проекта «Сколково», а также поддержке крупных научно-исследовательских проектов со стороны государства.

Первый замруководителя администрации президента начал со слов о том, что только уход России от сырьевой модели экономики способен вывести нашу страну в лидеры роста на мировой арене. «Наши компании крайне слабы и в основном ориентированы на то, чтобы покупать и адаптировать новые технологии, что, в общем-то, тоже неплохо», – заметил Сурков.

#{image=410520}Говоря об экономике знаний, Сурков обратил внимание, что инновационная экономика – это, прежде всего, «поиск, отбор и вовлечение в сферу своих интересов талантливых людей».

Люди же, способные создавать что-то новое, в основном «водятся» за границей, продолжил он, высказавшись вслед за этим за «предельную интернационализацию» будущего «Сколково». «Важнейший элемент – импорт мозгов, причем любых, главное – лучших, не важна страна происхождения», – считает Сурков.

«Президент не раз призывал наши вузы нанимать на работу исследователей, преподавателей из-за границы, – напомнил он. – Мы также просим компании этим заинтересоваться». Он признал, что «вузы так никуда и не двинулись» в этом направлении, «в лучшем случае мы имеем приезжающих с отдельными лекциями, что ничего не дает вообще».

Сурков уверен: иностранцы должны работать в России на постоянной основе. «Мы должны создать привычку, что в Россию ехать работать – это нормально, это вопрос всего лишь привычки, уверяю вас», – заявил первый замглавы кремлевской администрации. Сурков убежден, что «какие бы мифы о нас ни ходили, какие бы на нас ни стояли клише, нашего образа за рубежом, это преодолимая вещь». Для этого, по его мнению, «достаточно пробить первое окно, если первые десятки, сотни людей приедут, потом это будет происходить само собой».

Также Сурков уточнил, что «правительством выделены гранты на иностранных ученых». «Я специально подчеркиваю, чтобы мы не столкнулись здесь с проблемой ложно понятого патриотизма. На мой взгляд, быть патриотом сегодня – это желать как можно большего количества иностранцев, работающих в России», – заявил первый замглавы кремлевской администрации.

Про науку и самоокупаемость

Важнейший элемент – импорт мозгов, причем любых, главное – лучших, не важна страна происхождения

Не менее важным элементом в построении в России инновационной экономики должна стать также поддержка крупных научно-исследовательских проектов со стороны государства, убежден Владислав Сурков.

«В «Кремниевой долине» – около 50% средств – это вложения государства», – сказал Сурков, добавив, что без госфинансирования даже «сверхэкономика» не может создавать новые технологии.

«То, чему нас долго учили, что наука должна быть на самоокупаемости, это вранье, – убежден он. – Мы должны, наконец, это признать и понять, что без госфинансирования даже сверхсвободная экономика, такая сверхбогатая, как американская, не может создавать новые технологии».

Более того, он уверен, что вопрос, зачем давать деньги богатым компаниям, – «это тоже заблуждение, мы должны от этого тоже уходить». «И с богатыми, крупнейшими компаниями, у которых много денег, мы все равно должны вступать в режим софинансирования и помогать им решаться на отдельные рисковые проекты», – заявил Сурков, сославшись на мировой опыт.

Даже если это приведет к появлению конкурентных преимуществ у той или иной компании, то к этому, полагает он, «тоже надо спокойно относиться», как и к тому, что «часть этих вложений может быть безвозвратно потеряна», потому что они заведомо рисковые.

Сурков заверил, что организаторы «Сколково» готовы к любой форме контроля и прозрачности. «Мы все готовы вместе ответить на любые самые острые вопросы, – заявил он. – Мы готовы к любой форме контроля и прозрачности по нашему, на мой взгляд, крайне важному для России проекту».

#{image=410526}При этом, по его мнению, государство не должно скупиться на финансовые вливания, в том числе в «рисковые проекты». «И в этом случае нужно спокойно отнестись к тому, что часть этих вложений может быть безоговорочно потеряна», – твердо произнес Сурков.

«Не нужно противопоставлять»

Тематикой выступления нобелевского лауреата и сопредседателя проекта «Сколково» Жореса Алферова стало возрождение в стране крупных научно-исследовательских проектов в привязке к «Сколково». Рассуждая на эту тему, ученый с мировым именем попытался упрекнуть присутствовавшего здесь же Анатолия Чубайса в том, что большинство отобранных Роснанотехом проектов – это по большей части «разработки советских академических институтов 70–80-х годов». Чубайс отреагировал улыбкой.

Чтобы на такой же «мели» не оказалось и «Сколково», продолжал Алферов, необходимо уже сейчас задуматься о его будущей работе в качестве центра, специализирующегося именно на «научно-исследовательских разработках». «Иначе как бы не получилось так, что мы пойдем на поводу у покупок западных технологий», – предупредил ученый.

#{image=410528}При этом Алферов заявил, что «не нужно противопоставлять научно-исследовательский образовательный центр «Сколково» массе прекрасных московских вузов». «Мы будем сотрудничать с другими университетами, а кадры, прошедшие школу здесь, смогут потом успешно развивать научные разработки и образовательную деятельность в этих вузах», – сказал Алферов

По его мнению, «необходимо так организовать работу в «Сколково», чтобы она приносила результаты и успешно развивала разработки и в Зеленограде, и в Томске, и в Новосибирске, и в других научных центрах».

«Вопрос о переходе на другие технологии очень важен, потому что без модернизации мы превратимся во второстепенную страну, – заметил после мероприятия президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов. – Нужно ли нам сейчас территориальное объединение в «Сколково»? Думаю, да. Для чего нужно «Сколково»? Есть молодой человек, у которого много научных идей, но реализовать он их не может по нескольким причинам: нет оборудования, нет наставников, нет единомышленников. Этому молодому человеку нужно помочь. Он в одиночку ведь не сможет рискнуть».

Новый Google каждый год

В свою очередь президент фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Виктор Вексельберг во время своего выступления сделал акцент на необходимости обеспечения тесной связки между самими изобретениями и их последующей реализацией на рынке инноваций. «Цепочка между реальным бизнесом, индустрией и наукой должна быть крепкой, – сказал Вексельберг. – Они должны находится в контакте, нужна синергетика!».

При этом миллиардер проявил не только завидные познания в сфере инновационной экономики, но и придумал лозунг для «Сколково»: «Каждый год – даешь стране по одному «Гуглу»! Может быть, это слишком амбициозно, но нам бы очень этого хотелось».

Он призвал не противопоставлять будущую русскую долину инноваций сохранившимся с советских времен наукоградам. «Это пилотный проект, который может быть распространен на всю территорию России», – сказал Вексельберг, добавив, что «в ближайшей перспективе наша страна видит себя инновационным «хабом».

Он напомнил, что город будущего задуман как синергия академической науки и инновационного бизнеса. «Мы планируем, что там будут филиалы всех наших академических институтов в соответствии с приоритетами президента», – пояснил Вексельберг.

По его словам, в Сколково будет создан образовательный исследовательский центр, выпускниками которого, согласно задумке, «должны быть люди, которые смогут либо самостоятельно заниматься инновационными проектами, либо – в составе группы инициаторов», уточнил он. Что касается «синергии академической науки и бизнеса», то ее призваны обеспечить исследовательские центры при частных компаниях.

Законодательную же базу под инновационный прорыв страны Госдума обеспечит уже в пятницу, рассмотрев в первом чтении два президентских законопроекта о создании «Сколково».

Комментарии экспертов

Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
На днях представители иностранных компаний, работающие в России, встретились и обсудили перспективы своего участия в проекте «Сколково». <br> Российский союз промышленников и предпринимателей с самого начала предлагал расширить перечень компаний, которые будут участвовать в создании инновационного центра в Сколково. То есть те компании, которые бы работали в долгосрочной перспективе. Нужно активно привлекать самый разнообразный иностранный опыт. <br> Речь идет о не только о предоставлении особых условий для инноваторов, но и о неухудшении условий для остальных компаний, задействованных так или иначе в создании и последующей работе иннограда «Сколково». Если одновременно будут общие налоги или таможенные правила ужесточатся, или депутаты предложат ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц, то внутри «Сколково» это будет неощутимо, а извне компании и люди ощутят. А это резко замедлит развитие иннограда. Это неправильно. Нужно взять норму закон об иностранных капитальных инвестициях. И дать льготы компаниям на весь период реализации проекта «Сколково». <br> Нужно законодательно закрепить свободу перемещения по России иностранных специалистов, привлеченных для работы в «Сколково», чтобы они могли и не только вариться в пределах иннограда, но, к примеру, сходить в Большой театр и вообще поездить по стране. <br> В целом бизнес поддерживает этот законопроект. Мы выступали и будем выступать за инновации»

Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Закон мы поддерживаем и считаем его новаторским, в какой-то степени революционным. Некоторые критики называют «Сколково» резервацией. Но нужно разобраться, резервация от чего? Если это резервация от алчных и коррумпированных чиновников, то мы за такую резервацию. Для нас очень важно, что тема малого бизнеса в проекте «Сколково» звучит очень четко. <br> Известно, что в инновационные разработки малый бизнес вкладывает в 24 раза больше, чем крупные компании. Думаю, что крупнейшие международные компании, которые будут участвовать в проекте «Сколково», найдут надежных партнеров в лице малого бизнеса. <br> Сейчас крайне актуальна проблема кадрового отбора. Мы, безусловно, будем обсуждать механизм поиска лучших. Однако нужно понимать, что не все соискатели попадут в сколковский проект. Но у нас есть много других форм поддержки инновационных компаний. Неплохо работает Фонд развития малых компаний в научно-технической сфере, работают венчурные компании, есть неплохой опыт продвижения инновационных проектов через Роснано. <br> «Сколково» – это не только некая аура, порождающая синергетический эффект. Это системные факторы, которые будут влиять на всю инновационную среду в России. Это система взращивания талантов, создания мотивации к технологическому обновлению, стимулирования спроса, коммерциализации. Последнее, как показывается практика, весьма сложный процесс. 75% НИОКРов сегодня не удается реализовать свои разработки. <br> В целом, как я уже сказал, мы поддерживаем проект закона. Но необходимо более глубоко изучить его налоговую составляющую. В частности, поработать с порядком уплаты НДС. Очень здорово, что в законопроекте сказано, что НДС можно будет платить, а можно и не платить. Но в законе нет ничего о том, до какого времени можно не платить? Или, например, могу ли я при этом работать со своими контрагентами вне «Сколково»? <br> Считаю, что необходима система свободного выбора НДС для малых предприятий, которые работают на упрощенной системе налогообложения. Но нужно уточнить в законе, как будет действовать эта система
..............