Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Нигде в мире юбилей философа Канта не отмечается с таким размахом, как в России. Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

11 комментариев
14 апреля 2010, 21:08 • Экономика

Железнодорожная логика

Большегрузные фуры заставят платить за проезд

Железнодорожная логика
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Поспелова

В среду вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что не исключает возможности взимания платы за проезд по российским дорогам с фур грузоподъемностью выше 12 тонн. По логике правительства, эта мера позволит переориентировать грузоперевозчиков на железнодорожный транспорт и разгрузить дороги. Однако, по мнению экспертов, торопиться с введением подобных платежей нельзя, так как эта мера может привести к разорению малого бизнеса, в основном и владеющего фурами.

Дорожная реформа

Вице-премьер России Сергей Иванов считает возможным введение в стране механизма взимания платы за пользование автомобильными дорогами с грузоперевозчиков.

«Я этого не исключаю, скажу пока осторожно», − заявил Иванов в рамках организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) «Недели российского бизнеса», сообщает «Интерфакс».

Это позволит уравнять условия грузоперевозок железнодорожного и автомобильного транспорта

По логике Сергея Иванова, взимание платы с фур позволит разгрузить поток на автомагистралях, поскольку объем перевозок автотранспортом постоянно растет. «Даже металлургическая продукция отправляется на экспорт на автомобильном транспорте, потому что это дешевле», − говорит вице-премьер. В то же время, по его словам, за содержание дорожной сети платят не грузоперевозчики, а государство.

Также для аргументации своей точки зрения вице-премьер привел пример стран Евросоюза, в котором взимание платы с грузовиков, в том числе и российских, является привычной практикой. «Мы со своих не берем плату за перевозки внутри страны», − сказал Сергей Иванов.

Помочь РЖД

Напомним, ранее президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин призвал уравнять условия грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Тогда он предложил ввести нормы, при которых в тариф автомобильных грузоперевозчиков была бы включена «инфраструктурная» составляющая, как эта сделано в железнодорожных тарифах и при авиаперевозках (там эту роль выполняют аэронавигационные сборы).

«Если клиенты железных дорог оплачивают среди услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта?» − удивлялся тогда Владимир Якунин.

Якунин уверен: именно поэтому автомобильный транспорт, не оплачивая услуги дорожной инфраструктуры, получает дополнительные преимущества по сравнению с железнодорожными грузоперевозками. Топ-менеджер привел цифру: в 2009−2010 годах затраты РЖД на обслуживание и развитие инфраструктуры превысят 220 млрд рублей − почти половину всех капзатрат компании.

Остался еще год

Таким образом, если слова Иванова о возможном взимании платы за проезд у большегрузов воплотятся в конкретное решение, то «уравнение» условий грузоперевозок позволит увеличить нагрузку на РЖД, которая испытывает сейчас трудности с наполнением своих маршрутов.

Другое дело, что Иванов признает: ввести плату за проезд большегрузов на данный момент мешает отсутствие специального оборудования. «Не бабушка же будет сидеть на обочине и определять на глаз грузоподъемность машин», − цитирует вице-премьера «Интерфакс». В любом случае, по его словам, новшество не введут, пока не будет подготовлена вся техническая база – по расчетам Иванова, это может случиться не раньше 2011 года.

Альтернативы автодорогам нет

Впрочем, по мнению представителей бизнеса, введение платы за проезд с большегрузов не придаст дополнительной популярности железнодорожным перевозкам. «Дело в том, что сроки доставки грузов по железной дороге на длинные расстояния − допустим, больше 2 тыс. километров − увеличиваются, − сообщил газете ВЗГЛЯД генеральный директор Global Freight Юрий Колотовкин. − Это связано с тем, что рейсы ходят по определенным расписаниям, иногда простаивают. Поэтому железная дорога не подходит для доставки срочных грузов. Кроме того, для перевозок через РЖД предъявляются завышенные требования к сопровождающим документам. Поэтому автодороги будут популярны в любом случае».

При этом не стоит забывать, что введение платы за проезд по дорогам с фур автоматически увеличит стоимость потребительских товаров и поставит малый бизнес на грань выживаемости. «Большегрузами в основном владеют частники. И зачастую машины берутся в лизинг. Если увеличатся налоги за перевозки, то многие транспортники не справятся с такой нагрузкой. Причем и сейчас дела у них идут плохо, так как в кризис существенно снизились объемы перевозок», − рассказывает Юрий Колотовкин.

По мнению топ-менеджера, логичным было бы введение механизма платных автодорог, как это сделано во всем цивилизованном мире. «В этом случае, может, хоть улучшится качество дорог», − отмечает Колотовкин.

Процесс пошел

К счастью, в этом отношении в России дела сдвинулись с мертвой точки. В частности, 5 марта премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о том, что правительство страны в 2010 году предоставит государственные гарантии по облигациям юрлиц, выпускаемым для финансирования инвестпроектов по строительству платных автодорог.

В частности, планируется предоставить госгарантии на сумму до 8,172 млрд рублей по облигациям ОАО «Главная дорога», которое будет строить новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» (Москва − Минск).

Также на сумму до 25 млрд рублей правительство предоставит госгарантию по облигациям ОАО «Западный скоростной диаметр» (одноименная трасса в Санкт-Петербурге) и госгарантию объемом 24,548 млрд рублей ОАО «Северо-Западная концессионная компания» (скоростная магистраль между Москвой и Питером). При этом, как заявил в конце марта Сергей Иванов, он надеется, что строительство последней трассы начнется уже в течение месяца.

..............