Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
19 марта 2010, 19:32 • Экономика

Газовый капкан

Украина готова поделиться своей ГТС с Россией

Газовый капкан
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валерия Вдовенкова

Как заявил в пятницу премьер-министр Украины Николай Азаров, для коренной модернизации экономики страны требуется 700 млрд долларов. Часть этих средств планируется получить через сдачу в аренду газотранспортной системы Украины соответствующему консорциуму. В его рамках Виктор Янукович готов предоставить России 33−40%, однако, по мнению экспертов, это ловушка. Ведь согласившись на условия Украины, Россия вынуждена будет отказаться от проектов своих газопроводов − «Северного» и «Южного» потоков, в реализацию которых уже вложено столько сил и средств.

«Нам нужно по 70 миллиардов в год»

В пятницу новый премьер-министр Украины Николай Азаров впервые назвал сумму, которую необходимо вложить в модернизацию экономики страны. Как сообщает ИТАР-ТАСС, глава кабмина на своей пресс-конференции в Донецке заявил, что на эти цели необходимо тратить по 70 млрд долларов в течение 10 лет. Для сравнения: номинальный ВВП Украины по итогам 2009 года составил 114 млрд долларов.

Сейчас тут секрета особого нет – мы активно, интенсивно осуществляем контакты, прежде всего с нашими российскими коллегами

То, что Украине нужны столь большие средства на модернизацию, неудивительно. Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД сам Николай Азаров, «страна сейчас разорена и обескровлена». Сомневаться в этом не приходится: по итогам прошлого года реальный ВВП Украины снизился на 20,3%, а совокупный государственный долг увеличился на 53,5% и составил 37,7 млрд долларов.

ГТС как палочка-выручалочка

Где Украина будет брать по 70 млрд долларов, особенно на фоне того, что приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны в 2009 году составил всего 4,4 млрд долларов (для сравнения: в прошлом году аналогичный показатель для России составил 15,9 млрд долларов)? Ответ прост. Виктор Янукович и Николай Азаров надеются, что привлечь часть средств на модернизацию получится через создание газотранспортного консорциума, который будет контролировать ГТС Украины.

Для справки: газотранспортная система Украины включает в себя 36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км труб большого диаметра (от 1020 мм до 1420 мм). В систему входят также 79 компрессорных станций общей мощностью 5500 МВт и 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд кубометров газа в год, на выходе − 170 млрд кубометров. Стоимость же украинской ГТС, согласно подсчетам Shell в 2009 году, составляет около 10−12 млрд долларов.

Как заявил в пятницу первый вице-премьер правительства Украины Андрей Клюев, на сегодня «фактически готов закон о передаче газотранспортной системы в концессию после создания газотранспортного консорциума. ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС», − цитирует Клюева «Интерфакс». По его словам, газотранспортный консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину − как транзитное государство и Европейский союз − потребителей голубого топлива.

Украина «созрела»

О том, что Украина будет самым настойчивым образом склонять Россию к участию в газотранспортном консорциуме, говорит и Николай Азаров. «Сейчас тут секрета особого нет – мы активно, интенсивно осуществляем контакты, прежде всего с нашими российскими коллегами. И на следующей неделе наша делегация отправится в Москву, предстоят встречи и на высшем уровне», – передает слова Азарова украинское информагентство УНИАН.

При этом Азаров подчеркнул, что сегодня «перед министром топлива и энергетики на март поставлена задача до минимума свести бюджетные издержки при расчетах за газ с Россией». Премьер-министр напомнил, что «предыдущие месяцы практически все платежи за газ они (прежнее правительство) осуществляли за счет бюджетных ресурсов, а на апрель нужно обойтись полностью без использования ресурсов бюджета».

Хитрая уловка

Мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС

Между тем согласие Украины на участие России в управлении ее ГТС только на первый взгляд выглядит победой нашей страны. На самом деле это всего лишь хитрая уловка соседнего государства. Газовый консорциум с Украиной для России невыгоден, поскольку контрольного пакета в нем Россия все равно не получит (об этом Янукович неоднократно говорил в своей предвыборной кампании), а расходы в развитие ГТС России придется нести, и немалые. Достаточно сказать, что, по оценкам российского Минэнерго, модернизация ГТС Украины обойдется как минимум в 10−12 млрд евро.

Кроме того, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, во время визита в Москву Янукович намекал на возможность уступить России до 49% в украинской ГТС, но с одним условием − отказаться от планов строительства газопровода «Южный поток» или, по крайней мере, заключить с «Нафтогазом» соглашение на 20 лет вперед о гарантированных объемах поставок российского газа через ГТС Украины.

По расчетам команды Януковича, это не позволит России сразу же после начала работы «Южного потока» перевести в него все голубое топливо, которое в настоящее время идет в Европу по территории Украины, и тем самым лишить последнюю доходов от транзита газа (1,7 млрд долларов по итогам 2009 года).

Все дело в деталях

Тем не менее согласится ли Россия на газовый консорциум? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что да. Вопрос лишь в условиях, на которых она это сделает. «Москва, бесспорно, заинтересована в консорциуме, − полагает аналитик ФК «Открытие» Вадим Митрошин. − Во-первых, идеология Газпрома в последнее время − не просто бороться с проблемами, которые периодически возникают с транзитными странами, но и решать их в совокупности с западными партнерами, с потребителями газа».

Старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» разделяет подобную точку зрения. «Путем участия в консорциуме Газпром сможет влиять на ценообразование газа для украинских потребителей», − считает эксперт. Вместе с тем, как заявил источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго, «достаточно наивно» полагать, что Владимир Путин согласится обменять миноритарную долю в газотранспортном консорциуме на «заморозку» строительства «Северного» и «Южного» потоков.

«Если бы сейчас на дворе стоял 2008 год, то условия украинцев, возможно, и приняли, − говорит источник. − Сейчас же, когда в продвижение одного «Южного» потока вложено столько сил и средств, желания Януковича нереальны». По мнению источника, после долгих консультаций, которые «вряд ли закончатся раньше конца лета», стороны придут к следующей схеме: Газпром получит 33−40% в консорциуме, заплатив за это столь необходимыми Украине «живыми» деньгами, однако не будет подписывать документы, регламентирующие будущие объемы инвестиций в развитие украинской ГТС и тем более 15−20-летние гарантии транзита. «Это ситуация, когда и волки сыты, и овцы целы, − резюмирует источник. − Понятно, что Украина хочет большего, но в нынешней ситуации это малореально, если только Украина не пойдет на какие-либо другие экономические или политические уступки».

Поставки газа из России в Европу (нажмите, чтобы увеличить)