Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Три проекта, которые изменят мир»
Чубайс: У России есть три проекта, которые изменят мир
В России должна быть создана полноценная нанотехнологическая отрасль. К 2015 году наша страна может занять 3% рынка нанотехнологий, считает Дмитрий Медведев. А Анатолий Чубайс рассказал о том, что у Роснано есть десять «очень интересных проектов» и еще три проекта, которые «могут изменить мир».
Выбиться в лидеры
Наша цель – организовать в России работу не только нескольких крупных предприятий, но и целую нанотехнологическую отрасль
К 2015 году Россия должна стать одним из лидеров в мировой наноиндустрии, а сам глобальный рынок нанотехнологий к этому моменту вырастет до 3 трлн долларов в год. Такую оценку высказал в среду на третьем международном форуме по нанотехнологиям глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс.
«Мы немного запоздали (со стартом – ред.). В мире уже с десяток стран рванули вперед, но Россия за последние два года не стояла на месте», – заявил он. По словам Чубайса, «задача в том, чтобы мы попали (к 2015 году – ред.) в высшую лигу мировых нанотехнологических лидеров».
Глава Роснано также отметил, что в мире сегодня происходит нанотехнологический бум. Если верить экспертным оценкам, в 2001 году объем производства нанотехнологической продукции в мире был на уровне 54 млрд долларов, а в 2009 году он уже достиг 250 млрд долларов.
По самым осторожным прогнозам, в 2015 году он вырастет более чем втрое – минимум до 800 млрд долларов. Некоторые эксперты вообще ожидают более чем десятикратный рост – до 3 трлн долларов.
Президент Дмитрий Медведев, который также выступил на форуме, заявил, что Россия должна к 2015 году нарастить объем производства продукции с использованием нанотехнологий до 1 трлн рублей. Тогда, согласно расчетам, страна сможет занять 3% мирового рынка нанопродукции.
Ликвидировать барьеры
- Иванов: Роснано имеет 93 проекта на 300 млрд рублей
- Чубайс: Роснано и Alcoa могут запустить ряд высокотехнологичных проектов
- Чубайс: Инновациями в России занимаются 15 регионов
- Роснано может купить символ британского хай-тека
По словам Медведева, Россия открыта интеграции в мировое нанотехнологическое общество, а отечественные институты развития: Роснано и ВЭБ – уже продвигают свои проекты за рубежом.
К слову, к настоящему моменту госкорпорация уже утвердила 94 проекта в 30 регионах России. Роснано обещает вложить в них 4,1 млрд долларов, а еще 6 млрд долларов готов внести частный бизнес.
Законодательные барьеры на пути развития нанотехнологий Медведев обещает устранять. Уже заметно упростилась процедура привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. В ближайшее время в Госдуме состоится второе чтение закона «О таможенном регулировании».
«Но барьеров еще хватает. И задача государства заключается, прежде всего, в том, чтобы совершенствовать законодательство – и налоговое, и административное, и гражданское, если это необходимо, и, конечно, неукоснительно следить за его исполнением», – цитирует Медведева «Интерфакс». Президент также назвал важнейшей задачей создание в российских регионах наноцентров, которые бы вовлекали в эту работу малый и средний бизнес, и коснулся темы спроса – продукция нанопредприятий должна быть востребована на внутреннем рынке.
Цифры мы нарисуем, если что. Вопрос, кто и что будет за этими цифрами стоять
По мнению Медведева, частично этот спрос можно сформировать в рамках госзаказа. Он уточнил, что речь идет о медицинских вакцинах, об энергосберегающих системах освещения на основе светодиодов, об аккумуляторных батареях для городского электротранспорта и многом другом. «Подчеркну, что все это продукция массового потребления», – заметил глава государства.
Стимулировать спрос
По мнению экспертов, главный вопрос не в том, какую долю займет Россия на рынке нанотехнологий и к какому году, а что правильно считать нанотехнологиями.
«Цифры мы нарисуем, если что. Вопрос, кто и что будет за этими цифрами стоять, – говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. – Сильно подозреваю, что у нас вскоре продуктом нанотехнологий будут называть любое изделие, которое под силу поднять любому взрослому человеку. То, что в руки взять нельзя, и то, что имеет две ручки для переноски, это уже, простите, не нано».
Аналитик «Инвесткафе» Георгий Воронков отмечает, что в России до сих пор не закреплено само понятие нанопродукции, отсутствует четкая классификация.
По мнению Шустерняка, важно не заиграться с приставкой «нано». «Получается забавная ситуация. Всем тем, что микроскопическое, мы занимаемся, все, что большое, – это нас уже не интересует. Если мы говорим про строительство инновационной экономики, тогда вместе с нано нужно заниматься все остальным – высокотехнологичным, современным. Не должно быть перекоса в ту или иную сторону», – считает он.
Рынок сбыта для нанопродукции отечественного производства сейчас во многом организовывается на госуровне
Эксперты особо подчеркивают: основные силы государство должно бросить на стимулирование спроса. «Рынок сбыта для нанопродукции отечественного производства сейчас во многом организовывается на госуровне – сбыт реализуется через госпредприятия, стимулировать спрос пока достаточно сложно», – указывает Воронков.
О том же говорит и Шустерняк. «И научные разработки у нас есть (их мало, но они есть), и научно-технологический потенциал есть, а спроса на это нет. Нет по причине отсутствия своего производства, потому что мы все импортирует: вывозим нефть без «нано», а ввозим все остальное», – поясняет эксперт.
Руководитель лаборатории «Управление рынком» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова называет еще одно препятствии для развития нанотехнологий. «Презентационные сессии инновационных проектов
демонстрируют очень слабую проработку монетизации проектов. Инновационные идеи смогут приносить больше денег, если будут «перепакованы» и для других рынков», – говорит она.
Когда инноваторам будет «реально оказана помощь в коммерциализации их проектов», тогда и нанопрограмму сможем выполнить быстрее, считает Комиссарова.
Чубайс изменит мир
Пока эксперты думают о том, каким образом можно эффективнее простимулировать развитие нано- и инновационных технологий, Анатолий Чубайс строит большие планы. В интервью телеканалу RT он признался, что в «закромах» Роснано есть три проекта, способные изменить мир.
«У нас в работе более 90 проектов, и около 70 из них – по-настоящему интересные. Десять из них – очень интересные. Примерно три–пять из этих проектов могут изменить целые отрасли промышленности, – сказал Чубайс. – Но еще у нас есть три проекта, которые могут изменить мир».
Вдаваться в подробности глава Роснано не стал, заметив, что «самые интересные проекты находятся еще на стадии изучения».
«Мне нужно еще немного времени, прежде чем я смогу говорить об этом. А пока я могу рассказать об одном реально существующем проекте», – добавил он. Речь идет о некремниевой электронике, то есть электронике, «которую можно производить не из кремния, а из пластика».
«Это открывает уникальные возможности. Мы выбрали лучшего партнера в мире – компанию Plastic Logic, которая поможет нам построить в России новую фабрику для производства передовых пластиковых компьютеров», – поделился Чубайс. Компьютеры, по его словам, будут изготавливаться из того же материала, что и бутылки для пива. Это снизит их себестоимость «настолько, что позволит сэкономить колоссальные деньги», рассчитает глава Роснано.