Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевКризис как свобода слова
Кризис вызвал общественную дискуссию
Кризис заставляет чиновников, экономистов и простых людей искать способы решения государственных и личных проблем. Представленный в Госдуме на этой неделе Владимиром Путиным антикризисный план вызвал оживленную дискуссию, были высказаны и достаточно радикальные предложения. На этой неделе правительство признало, что бизнес-сообщество вынуждает его обсуждать создание банка «плохих» долгов. Население тоже пытается включиться в дискуссию: россияне обсуждают кризис активнее граждан США, Великобритании, Германии и Польши.
Главным событием ушедшей недели стал первый отчет премьера Владимира Путина перед Госдумой. Вместе с отчетом был представлен откорректированный антикризисный план. После доклада премьера в Госдуме началась весьма оживленная дискуссия. Причем ряд депутатов раскритиковали некоторые положения правительственной программы. Например, представители «Справедливой России» были не согласны со слишком обильной, на их взгляд, помощью банкам, а коммунисты предлагали выгнать министра финансов Алексея Кудрина.
Ранее молчаливые представители российского бизнеса предлагают правительству обсудить создание банка «плохих» долгов
До кризиса, когда все росло, в Госдуме и правительстве активных экономических дискуссий не наблюдалось. Правда, было некое идеологическое противостояние между министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономики Германом Грефом. Первый считал, что нужно сверхдоходы копить, а второй – что нужно тратить их на инфраструктурные проекты. В результате победил Кудрин, а Греф – возможно, не только из-за этого – покинул правительство.
Сейчас же в экономической среде плюрализм обострился.
Например, одной из главных дискуссий стало обсуждение создания в России так называемого «плохого» банка. Напомним, что именно такую структуру, содержащую «плохие», или, как говорят в США, «токсичные» активы, решила сформировать американская администрация. Для начала на эти цели будет потрачено 500 млрд долларов, но если опыт окажется удачным, то сумма будет увеличена до 1 трлн.
Поначалу, когда стало известно об американских планах, руководители российского экономического блока заявили, что такой опыт для нашей страны не годится. Однако на этой неделе выяснилось, что обсуждение этой проблемы ведется весьма активное.
Вначале об этом намекнул первый зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян. Затем ответственный за борьбу с кризисом первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что такая дискуссия действительно ведется.
«Обсуждалось (на заседании экспертного совета при правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития экономики), что механизмы по выделению «плохих» активов могут быть предусмотрены дополнительно к докапитализации банковской системы и страхованию рисков по кредитам», – передает его слова «Интерфакс».
Оказалось, что ранее молчаливые представители российского бизнеса активно предлагают правительству обсудить создание банка «плохих» долгов. Шувалов сообщил, что на заседании экспертного совета исполнительный директор «Тройки Диалог» Андрей Шаронов – кстати, в прошлом чиновник – провел презентацию, посвященную потенциальным механизмам выделения «плохих» банковских активов. Шувалов признал, что тема создания банка «плохих» активов «постоянно звучит, и мы должны ее обсуждать».
Предложение Шаронова конкретизировал управляющий директор «Ренессанс Капитала» Алексей Моисеев: по его мнению, участниками подобной системы выделения «плохих» активов могут быть примерно 200 банков. Он подчеркнул, что к банкам, участвующим в подобной системе, необходимо предъявлять жесткие требования. При этом, по его оценкам, официальный уровень «плохих» активов в банковской системе в 10% является заниженным и на практике достигает 20%. Глава Сбербанка Герман Греф тоже на этой неделе дал оценку просроченных долгов, отличную от правительственной. Кстати, подобные расчеты также являются проявлением экономического плюрализма.
В дискуссии о кризисе все более активно участвует и российское население: по данным ВЦИОМ, таковых на этой неделе было 97%, передает «Интерфакс». В опросе, который проводился совместно с компанией Ciao Surveys-Greenfield online-Company, участвовали жители США, Великобритании, Германии, России, Польши. Оказалось, что в Германии кризис обсуждают 85% респондентов, в Великобритании и Польше – по 82%, а в США – всего 80%. При этом 51% поляков и 64% россиян уверены, что кризис продлится долго. В Германии так считают 82%, в Великобритании – 81%, а в США – 76%.
При этом наиболее позитивно оценивают действия властей в борьбе с кризисом в России и Польше, где сдвиги к лучшему отмечают 16% и 11% опрошенных соответственно. Однако так считают лишь 5–8% жителей Германии, Великобритании и США.
Видимо, поэтому население США начало бороться с кризисом самостоятельно. Газета The Daily Telegraph написала, что города Итака в штате Нью-Йорк и Пленти в Северной Каролине начали печатать собственную валюту, которая должна на время заменить доллар.
Более того, такая городская валюта, как правило, не привязана к курсу доллара. Федеральное законодательство не запрещает печатать местные деньги – главное, чтобы они не были похожи на доллар. Такими банкнотами можно расплатиться в местных магазинах, за услуги стоматолога, врача или бухгалтера.
Напомним, что российская делегация на саммите G20 предлагала обсудить возможность замены доллара как международной резервной валюты. Перед саммитом это предложение подержал Китай. Однако под давлением США и Великобритании этот пункт в повестку встречи включен не был.
Интересно, какие аргументы сейчас найдет американское правительство в дискуссии с собственными гражданами о судьбе национальной валюты.