Игорь Караулов Игорь Караулов Европа выбрасывает демократию за ненадобностью

Европа беднеет, становится малоперспективным экономическим захолустьем мира. Недовольство граждан непременно будет расти – а значит, можно ожидать и подъема популярности тех партий и политиков, которых принято считать несистемными. Поэтому лучше загодя их вырезать, «не дожидаясь перитонита».

13 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

34 комментария
27 марта 2009, 21:29 • Экономика

«300 млрд остались на бумаге»

Сбербанк раскритиковал правительство

«300 млрд остались на бумаге»
@ sxc.hu

Tекст: Ксения Гогитидзе

В пятницу крупнейшие банки страны признали, что не могут транслировать предприятиям госпомощь. Наиболее резким было заявление заместителя председателя Сбербанка Бэллы Златкис: она раскритиковала механизм госгарантий, под которые банки должны выдавать кредиты. По ее словам, 300 млрд бюджетных рублей не могут помочь предприятиям. Ранее недовольство системой госгарантий выражал и президент РФ Дмитрий Медведев. Однако алгоритм предоставления помощи производственным компаниям все еще не разработан.

Выступая на заседании гильдии финансистов в пятницу, зампред Сбербанка Бэлла Златкис резко высказалась о том, что механизм госгарантий на самом деле не работает.

300 млрд остались на бумаге

«В каком-то там 23 пункте (бюджета) написано, что это гарантии субсидиарные, а не солидарные», – сказала Златкис, добавив, что из этого вытекает, «что государство никогда не сможет ее исполнить. Следовательно, Сбербанк не сможет выдать ни рубля под такую гарантию. Следовательно, 300 млрд остались на бумаге», – цитирует Златкис РИА «Новости».

Речь в данном случае идет о 300 млрд рублей, которые в бюджете предусмотрены сейчас на госгарантии.

При субсидиарной гарантии гарант обязан исполнить обязательство за должника лишь в том случае, если последний не удовлетворил требований кредитора, то есть государство выплатит кредит за должника банка, только если предприятие окажется банкротом. Тогда как в случае с солидарной гарантией кредитор вправе требовать исполнения в полном объеме от любого из должников (либо от организации-должника, либо от гаранта), то есть банк-кредитор может требовать выплаты как у предприятия-должника, так и у предоставившего гарантию государства.

То есть прежде чем Сбербанку вернут кредит, ему нужно подать заявление о банкротстве предприятия, которое не смогло вовремя погасить кредит, а затем уже получить деньги. Это, особенно в российских условиях, принципиально усложняет механизм возврата денег.

«Банк продает все заложенное имущество и только потом может получить деньги по гарантии. Следовательно, надо банкротить предприятие, так как в основном у нас в залоге – станки и оборудование», – цитирует Златкис РИА «Новости».

Банкам это не нравится, вся процедура обычно занимает продолжительное время, а это означает рост издержек и упущенные выгоды, говорит начальник аналитического отдела ИК «Файненшл Бридж» Алексей Серов. Кроме того, цена оставшихся активов после банкротства предприятий может не устроить кредитора.

«Банки боятся ухудшения своих кредитных портфелей», – комментирует Алексей Серов.

Медлительность чиновников возмущает и президента РФ Дмитрия Медведева. Пока не выдана ни одна гарантия, говорил он на прошлой неделе и призвал правительство поторопиться с выдачей госгарантий. «Нужно быстрее все это делать. Цена вопроса – остановка производства», – говорил Медведев.

Тогда же вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о том, как государство помогает стратегически важным предприятиям. По его словам, 26 предприятий запросили гарантии на сумму 213 млрд рублей. Комиссия под руководством Шувалова приняла решение выделить 47,5 млрд госгарантий шести предприятиям и продолжила работу над остальными. Однако, судя по реакции банкиров, выдавать эти гарантии бессмысленно – банки сделают все, чтобы не получить убытки.

А они, судя по всему, неизбежны. Банкиры, денежные власти и аналитики соревнуются в прогнозах относительно возможного уровня просроченных кредитов. Министр финансов Алексей Кудрин говорил о новой волне кризиса в финансовой системе, которая будет связана с невозвратами кредитов банкам и дефолтами.

Согласно последним оценкам экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, доля просроченных кредитов может достичь 10–20%. Вчера источник «Интерфакса» со ссылкой на слова министра финансов Алексея Кудрина говорил, что реальный уровень просроченных кредитов в банковском секторе РФ уже составляет около 10 процентов.

Апокалипсический прогноз высказал и глава Альфа-Банка Петр Авен в интервью газете Financial Times. По его мнению, сотни российских банков могут разориться из-за невозвратов кредитов. «Возможно, 20–30 крупнейших банков, включая Альфа-Банк, получат помощь от государства, мы уверены. Но будущее сотен небольших банков под большим вопросом. Думаю, что сотни банков исчезнут к концу года», – приводит слова Авена Reuters.

На круглом столе гильдии финансистов в пятницу Авен повторил мрачные цифры. «Нам грозят большие проблемы. Уровень реальной просрочки по банковскому сектору уже 10%, к концу года будет 15%», – цитирует его «Интерфакс».

Не все, впрочем, разделяют столь пессимистичную точку зрения, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, например, сказал в интервью «Эху Москвы»: «Я думаю, что никаких особых банкротств у нас не будет. Но это не значит, что я не должен готовиться к этому».

Центральный банк пока держится оптимистичных оценок. По словам первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, которого цитирует Reuters, просроченная ссудная задолженность по кредитам юрлицам, за исключением банков, выросла на 1 марта до 3,1%, по кредитам физлицам – до 4,1%.

..............