Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Мои слова отливаются в граните»
Медведев призвал госкомпании к ответу
В пятницу на заседании Комиссии по модернизации Дмитрий Медведев жестко раскритиковал госкомпании, потребовав от них не выдавать за инновации «простые» современные технологии. Кроме того, для модернизации экономики президент поручил Минфину и Минэкономразвития в короткий срок подготовить налоговые предложения по стимулированию инноваций, а также огласил ряд мер, которые помогли бы развиваться наукоемким производствам.
Отделить мух от котлет
Для активного развития России нужно заниматься не только созданием импортозамещающей продукции, а разрабатывать действительно прорывные технологии. Такое заявление, как передает «Интерфакс», сделал в пятницу на заседании Комиссии по модернизации Дмитрий Медведев.
Нужно подготовить предложения, в том числе налоговые, по стимулированию инноваций. Это проще, чем ругать представителей госкомпаний на публичных заседаниях
Причиной подобного заявления президента России стала презентация главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. В последней, как отметил Медведев, «есть импортозамещение, а есть просто новые технологии, которые, в общем, в мире известны, поэтому к инновациям их относить нельзя».
В частности, президент затронул тему с заменой лампочек накаливания на светодиодные – более экологичные и долговечные. Ранее о том, что продажа «лампочек Ильича» с 2014 года будет запрещена, заявляли представители Минэкономразвития.
Как отметил президент, «хоть мы и решили отказаться от ламп накаливания и создавать заводы по производству светодиодных ламп, но это не инновации. Это просто производство современных, нужных нам сейчас видов продукции». Медведев жестко потребовал от руководителей госкорпораций не путать современные технологии с инновациями, после чего произошла любопытная сценка. Как сообщает «Интерфакс», разрешения ответить на реплику президента попросил Чемезов. «У вас еще что-то?» − спросил Медведев. «Нет-нет. Я на вашу реплику хотел бы дать пояснение», − сказал Чемезов. «Нет, на мою не надо. Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается», − подчеркнул Медведев.
- Лампочки состарились
- «На Рублевке не работает»
- IPO стволовых клеток
- «Это будут проекты века»
В пух и прах
Столь жесткая реакция президента неудивительна: пока крупнейшие компании страны явно не испытывают энтузиазма от взятого Кремлем курса на коренную модернизацию государства. В пятницу Дмитрий Медведев проиллюстрировал это примером из нефтедобывающей отрасли. «Роснефть», обладающая самыми большими запасами углеводородного сырья в мире, тратит на НИОКР около 11 млн долларов − это пятнадцать тысячных от выручки компании», − заявил Медведев тоном, не предвещающим ничего хорошего для президента «Роснефти» Сергея Богданчикова.
Также глава государства привел цифры соотношения инвестиций в инновации «в связи с объемом добычи по крупнейшим нефтяным компаниям − доллар США к тонне условного топлива». Оказалось, что Газпром вкладывает в НИОКР в 20 раз меньше, чем Shell, а «Сургутнефтегаз» тратит на будущее почти в 10 раз меньше, чем ExxonMobil.
Покритиковала нефтяников и участвовавшая в заседании Комиссии по модернизации Эльвира Набиуллина. «Сейчас мы, безусловно, выдерживаем конкуренцию в поставках на зарубежный рынок. Но существуют риски, связанные с постепенным отходом от углеродной экономики в направлении альтернативных, возобновляемых источников энергии, − сообщила глава Минэкономразвития. − При этом основные направления НИОКР российских компаний − это инвестиции в разработку новых месторождений и снижение удельных затрат на добычу».
Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается
Реформы для модернизации
Как сделать так, чтобы российский бизнес намного активнее, чем сегодня, вкладывался в инновации? В пятницу Дмитрий Медведев рассказал о комплексе мер, которые призваны помочь этому процессу. Во-первых, президент предложил давать государственные задания для развития научно-исследовательских работ.
«Надо подумать, чтобы вот эти цифры − показатели по вкладам в НИОКР и в инновационные продукты − превратились в государственные задания, которые были бы утверждены на уровне совета директоров компаний», − цитирует российского лидера «Интерфакс».
Во-вторых, Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минфину в короткий срок подготовить предложения, в том числе и налоговые, по стимулированию инноваций. «Это проще, чем ругать представителей госкомпаний на публичных заседаниях, поэтому это нужно сделать», − заявил президент.
В свою очередь, Эльвира Набиуллина посетовала, что на сегодняшний день так и не заработал механизм, определяющий перечень работ, за выполнение которых присуждаются налоговые льготы. Один из механизмов, который предложила министр, – это стимуляция трансформации разработок в готовую продукцию. «В мире применяется возможность, по сути дела, двойного учета затрат на НИОКР − первый раз, когда вы их осуществляете, а второй раз, когда ставите на баланс интеллектуальную собственность. Нам также надо переходить к этой системе», − резюмировала министр.
От СП с иностранцами до либерализации ОЭЗ
Еще одна мера, которая представляется Дмитрию Медведеву перспективной в части как можно более быстрого внедрения инноваций, – это создание совместных предприятий (СП) в инновационной сфере с иностранцами. «Нам необходимы новые технологии и продукты, созданные на отечественной научно-промышленной базе, но хотел бы также сказать, что использование просто отечественных технологий − это не самоцель, − отметил президент. − Мы приветствуем создание совместных компаний, совместных предприятий с иностранными партнерами для создания инновационных продуктов».
Наконец, по мнению Дмитрия Медведева, переход к по-настоящему инновационной экономике должна стимулировать либерализация законодательства в части особых экономических зон (ОЭЗ). В частности, в пятницу Дмитрий Медведев подписал закон, снижающий минимальный порог инвестиций для получения статуса резидента в промышленных и портовых ОЭЗ с 10 млн евро и 100 млн евро до 3 млн евро и 10 млн евро соответственно.
Надо подумать, чтобы вот эти цифры – показатели по вкладам в НИОКР и в инновационные продукты – превратились в государственные задания
Кроме того, как сообщает «Интерфакс», законом значительно расширен перечень разрешенных в ОЭЗ видов деятельности. В частности, теперь в технико-внедренческих зонах можно серийно производить наукоемкую продукцию, а в портовых − выпускать морские, речные и воздушные суда.
Жестко, но правильно
Отраслевых экспертов явно обрадовал напор, с которым Дмитрий Медведев начал перевод России на инновационные рельсы. В частности, по словам главы Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, в России пока нет условий для того, чтобы бизнес по собственной инициативе вкладывался в модернизацию.
«Нужны жесткие требования по отчислениям средств на эти технологии и контроль за их расходованием, особенно в госкомпаниях, − отмечает Симонов. – Так, у компаний нет понимания, зачем нужны инновации, в том числе и в ТЭКе. В результате, если не будет четко прописанных норм, расходы на НИОКР будут продолжать рассматривать как роскошь, которая идет под нож первым делом».
В свою очередь, по мнению ведущего эксперта ИК «Финам» Дмитрия Баранова, России следует максимально широко использовать каждый из тех способов, о которых в пятницу говорил Медведев, однако делать это очень осторожно. «К примеру, налоговые льготы надо предлагать не всегда, а только в тех случаях, когда российскому производителю технологичной продукции нужна реальная защита», − отмечает Баранов. По его словам, в первую очередь стоит привлекать иностранных инвесторов, которые могли бы размещать наукоемкие производства в нашей стране.
Космос как предчувствие
Что же касается сфер для инноваций, то, по мнению экспертов, России наиболее перспективно вкладываться и ждать прорывов в тех областях, которые были развиты еще при советской власти. «Я вижу оставшиеся заделы и потенциал у авиации, космонавтики, в оборонной промышленности», − полагает Дмитрий Баранов. По его словам, перспективными также могут стать такие отрасли, как связь и телекоммуникации.
Что ж, насколько успешной окажется предложенная Дмитрием Медведевым программа по модернизации российской экономики, сегодня по понятным причинам сказать нельзя. Однако первые ее результаты уже есть. В частности, по словам президента, российские госкомпании в 2010 году потратят на инвестиционные программы более 2 трлн рублей. «По сути, эти средства в два раза превышают объем соответствующих инвестиций из федерального бюджета», − резюмировал Медведев, подчеркнув, что от того, как будут потрачены эти деньги, зависит будущее не только корпораций, но и развитие всех других секторов экономики.