Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«То же нужно сделать и для других напитков»
Дмитрий Добров: Нелегальной водки станет меньше
С 1 января 2010 года в России будет введена практика минимальной цены на водку. Теперь «пол-литра» не сможет стоить в рознице дешевле 89 рублей. О том, из чего складывается эта цифра, куда денутся те, кто привык покупать водку за 60 рублей, и к каким последствиям для алкогольного рынка приведет подорожание водки, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
− Как вы прокомментируете введение минимальной цены на водку в размере 89 рублей?
− Очень положительно. Эта мера очень нужна. В России продается много алкоголя, в первую очередь, водки, по цене в 40−60 рублей. Но легальная водка столько стоить не может! Только акциз составляет 38 рублей, а в январе 2010 года он повысится до 42 рублей. Порядка 10 рублей составляет НДС. То есть если водка стоит 40 рублей, с нее явно не уплачены ни акциз, ни НДС. Формально никаких ограничений на продажу подобной продукции нет, ведь по документам все якобы законно. Но это же неправильно! С введением минимальной цены проверяющие органы могут предъявлять санкции к торговым точкам, которые не будут соблюдать новый стоимостный режим. Соответственно, нелегальная водка будет лишена ее единственного конкурентного преимущества − цены.
− Но, может быть, правительству следовало бы еще больше поднять минимальную планку на «пол-литру»?
− На самом деле, уровень в 89 рублей соответствует цене недорогой легальной водки. Продукция крупных федеральных производителей, безусловно, дороже. Но если брать небольшие предприятия, работающие исключительно в рамках своего региона, где уровень оптовых и розничных наценок ниже, продажи по такой цене вполне возможны. Так что это вполне реальная цена.
− Сейчас эксперты говорят о том, что объем нелегальной водки на рынке составляет около 40%. Как повлияет на подобное положение дел введение минимальной цены на водку?
49 рублей пол-литровая бутылка водки в рознице стоить не может ни при каких обстоятельствах
− Минимальная цена – это первый шаг в правильном направлении, в направлении ликвидации нелегальной водки. Я уверен, что от ее введения будет результат. Большинство розничных точек однозначно будут соблюдать минимальную цену. Но надо понимать, с помощью одной минимальной цены с нелегальным рынком не справиться. Насколько я знаю, сейчас правительство рассматривает целый комплекс мер для того, чтобы нормализовать ситуацию на рынке.
− Не поделитесь информацией?
− Речь идет об ужесточении ответственности за нелегальный оборот спиртного, о лицензировании транспортных перевозок спирта, о введении единого акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также о ликвидации большей части льгот. Сейчас, насколько я знаю, эти меры, принципиально одобренные правительством, либо формируются в виде законопроектов, либо уже сформированы и проходят согласования. Когда эти меры будут реализованы, доля нелегальной продукции существенно сократится.
- Водку ограничат в цене
- Водка ушла в тень
- «Одними запретами проблему не решить»
- Россиянам больше не наливать
− Звучит оптимистично, но возникает вопрос: что будут делать тысячи россиян, которые сейчас покупают водку по 60−70 рублей?
− Потребитель такой продукции неоднороден. Поэтому и реакция на введение минимальной цены может быть разная. Уверен, часть потребителей, причем весьма значительная, перейдет на покупку водки по новой цене. Кто-то, возможно, сократит потребление алкоголя. Безусловно, зоной повышенного риска в данной ситуации являются различные спиртосодержащие жидкости медицинского или бытового назначения. Именно поэтому и необходимы скорейшие изменения в системе налогообложения отрасли, чтобы ликвидировать все лазейки для производителей продукции так называемого «двойного» назначения.
− Тогда такой вопрос: сегодня многие торговые сети, в том числе весьма респектабельные, проводят акции, продавая водку за 60−65 рублей. Их ведь вряд ли можно обвинить в покупке контрафакта. Получается, с введением минимальной цены бутылки у них отбирается инструмент конкуренции?
− Я не вижу здесь проблемы. Есть практика применения государственных цен, нарушения ее предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. Минимальная цена учитывает интересы всех легальных производителей. О каких ограничениях конкуренции может идти речь? 60 рублей пол-литровая бутылка водки в рознице стоить не может ни при каких обстоятельствах. Конечно, можно предположить, что эта торговая сеть проводит акцию, дотируя легально произведенную водку за счет продажи других товаров, но мне в это не очень верится.
− Надо ли вводить минимальную цену на другие крепкие напитки?
− На наш взгляд, это необходимо. Другое дело, что движение в этом направлении, как мне кажется, должно быть постепенным. Надо сначала оценить результаты введения минимальной цены на водку, а потом уже думать о коньяке и других напитках.
− Каким вы видите алкогольный рынок в 2010 году?
− Я искренне надеюсь, что он будет лучше, чем этот. 2009 год мы, скорее всего, закончим падением отрасли примерно на 10%.