Сергей Лебедев Сергей Лебедев Почему ближневосточный конфликт не поддается урегулированию

Российское руководство на данный момент достаточно осторожно оценивает идею Дональда Трампа о создании Совета мира. Представляется, что это в первую очередь связано с пониманием, что подобные инициативы редко бывают успешны.

0 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Зачем США возобновили поставки HIMARS

Обстрелы Белгорода не смогут оказать никакого влияния на темпы нашего наступления даже в соседней Харьковской области. И, разумеется, американцы, которые являются главным источником развединформации для ВСУ, не могут этого не понимать. Тогда зачем они санкционировали применение HIMARS?

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Война на Украине – эпицентр тектонического сдвига

Мир неумолимо возвращается к логике сфер влияния, где право голоса имеют только те, кто обладает реальной силой и готовностью ее применять. США, Россия и Китай сегодня именно так и делят планету, ведя сложный, многоплановый торг по всему периметру от Тайваня до Венесуэлы и от Ирана до Арктики.

2 комментария
26 ноября 2009, 19:12 • Экономика

Россия заглянула в нефтегазовое будущее

Россия приняла Энергетическую стратегию-2030

Россия заглянула в нефтегазовое будущее
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Тимур Мухаматулин

В четверг Россия приняла новую Энергетическую стратегию, определяющую основные принципы развития топливно-энергетического комплекса страны до 2030 года. Несмотря на общую амбициозность документа (только в добычу и геологоразведку планируется вложить до 500 млрд долларов), он не лишен ряда недостатков. И главный из них − это отсутствие курса на модернизацию, чего в последнее время настоятельно требует президент России Дмитрий Медведев.

Амбициозный документ

Россия приняла Энергетическую стратегию до 2030 года. Как сообщает ИТАР-ТАСС, этот документ разрабатывался различными отраслевыми НИИ и Минэнерго еще с ноября 2008 года. Кроме того, признается утратившей силу энергетическая Стратегия-2020, которая была принята еще в 2003 году.

Только на модернизацию существующих предприятий нужно потратить 70-80 млрд долларов

Внимание государства к энергетической отрасли легко объяснимо – на долю компаний нефтегазового сектора приходится до трети российского ВВП, а различные отчисления с них формируют почти половину российского бюджета на 2010 год.

Прогнозы, приведенные в Энергетической стратегии, впечатляют. Так, к 2030 году предполагается увеличить добычу нефти до 530−535 млн тонн в год, газа − до 880−940 млрд кубометров в год, угля – до 425−470 млн тонн в год, производство электроэнергии − до 1,8−2,2 трлн киловатт-часов в год.

При этом, согласно Энергостратегии, экспорт нефти и нефтепродуктов к 2030 году составит 329 млн тонн, а газа − 349−368 млрд кубометров. Всего же в развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) планируется вложить 60 трлн рублей.

Время пахнет нефтью

В развитие нефтяного комплекса государство и частный бизнес к 2030 году инвестируют более 600 млрд долларов. На первом этапе (до 2015 года) вложения составят 110−111 млрд долларов, на втором (до 2022 года) − 109−112 млрд, на третьем (до 2030 года) − 272−278 млрд долларов. При этом львиную долю инвестиций − 491−501 млрд долларов − планируется направить на добычу и геологоразведку.

Такое внимание к разведке новых месторождений вполне объяснимо − эксперты высказывают опасение, что Россия уже в ближайшие четыре−пять лет столкнется с невозможностью поддерживать добычу топлива на нынешнем уровне (по итогам 2009 года в России будет добыто 492−493 млн тонн нефти). Иностранные эксперты еще скептичнее: в 2010 году они предрекают существенное падение добычи нефти в России.

«Заложенные в новой Энергостратегии расходы на геологоразведку вполне оправданы – основные месторождения Западной Сибири уже переходят в стадию истощения, поэтому резервы нужно разрабатывать быстро, − считает начальник аналитического управления ИК «Атон» Вячеслав Буньков. − Проблема в том, что большинство перспективных месторождений находятся в неблагоприятных природных условиях, так что на работы там нужно тратить большие деньги».

По мнению экспертов, основные перспективные территории для новой нефтедобычи – Тимано-Печорская провинция (Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ), Восточная Сибирь, шельфовая зона северных морей, Арктика и Дальний Восток.

Газовое расширение

Что касается газа, то принятая Энергостратегия-2030 предполагает инвестиции в его добычу в размере 565−590 млрд долларов. На первом этапе в отрасль предполагается вложить 150−155 млрд долларов, на втором − 131−136 млрд, на третьем − 284−299 млрд долларов.

«Эти цифры лишь показывают масштаб предстоящих вложений, фактические затраты могут очень сильно отличаться как в одну, так и в другую сторону», − считает аналитик ИК «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров. По его мнению, траты, о которых говорится в Стратегии, должны пойти главным образом на ремонт газотранспортной системы, а также на создание системы подземных хранилищ газа (ПХГ). «Можно сэкономить на добыче, так как спрос на газ восстановится лишь к 2012 году, можно не тратиться на создание сомнительных с экономической точки зрения трубопроводных проектов», − уверяет Нестеров.

При этом в Минэнерго ожидают изменения вектора экспорта сырья из России. Так, к 2030 году на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона ожидается 20% экспорта (сейчас туда российское сырье не продается). Кроме того, до 15% планируется довести долю сжиженного природного газа − сейчас Россия такой вид углеводородов не экспортирует.

Россия обеспечена нефтью и газом, наша главная задача – добывать эти ресурсы максимально эффективно и долго

Не послушались президента

Впрочем, несмотря на общую перспективность и амбициозность Энергостратегии-2030, эксперты отмечают в ней ряд существенных недостатков. И главный из них − это отсутствие курса на модернизацию, чего в последнее время настоятельно требует президент России Дмитрий Медведев. В частности, до 2030 года на высокотехнологичную переработку сырья планируется направить всего 47−50 млрд долларов.

«Эта сумма крайне недостаточна − только на модернизацию существующих предприятий нужно потратить 70−80 млрд долларов, а любой новый НПЗ обойдется в 350−400 долларов на тонну перерабатываемой нефти», − отмечает старший аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин. Еще более жестко выражается источник газеты ВЗГЛЯД в комитете Госдумы по энергетике. «Экспортировать сырую нефть, как какая-нибудь страна третьего мира, − это преступление, − говорит он. − Если в США глубина переработки нефти составляет 95%, то в России − меньше 70%. А это миллиарды долларов недополученных доходов от отсутствия возможности экспортировать высококачественное моторное топливо и другие продукты глубокой нефтепереработки».

Для справки: сейчас в России насчитывается 26 нефтеперерабатывающих заводов, последний из которых (НПЗ в Ачинске) был построен еще в... 1982 году. Что же касается новых мощностей, то на всю огромную Россию сегодня строится только два НПЗ. Один − в Нижнекамске (Татарстан), который финансируют государство и холдинг ТАИФ, контролирующий ряд химических и нефтехимических предприятий в республике. Второй в 2013−2014 годах планирует построить в бухте Козьмино Приморского края «Роснефть» (этот НПЗ будет обслуживать нефть из трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»).

Отсутствие «альтернативы»

Еще один «модернизационный» недостаток принятой в четверг Энергостратегии-2030 − это слишком малое внимание развитию новых альтернативных направлений в энергетике. Тем более что последние вполне могут обеспечивать энергией отдаленные регионы страны (в первую очередь, Камчатку и Дальний Восток), что сделало бы неактуальным миллиардные инвестиции в прокладку в эти места нефте- и газопроводов.

Столь малое внимание к альтернативной энергетике выглядит особенно удивительным на фоне недавних заявлений Дмитрия Медведева о необходимости «добиваться лидерства во внедрении инноваций – как в традиционной, так и в альтернативной энергетике».

Впрочем, ряд экспертов считает, что вкладываться в «альтернативу» надо, но лишь в ее фундаментально-теоретические аспекты. «Россия обеспечена нефтью и газом, наша главная задача – добывать эти ресурсы максимально эффективно и долго; конечно, стоит уделять внимание и водородной энергетике, и другим направлениям, но именно с научной точки зрения», − уверен Нестеров из «Тройки-Диалог».

Поставки газа из России в Европу (нажмите, чтобы увеличить)