Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
23 сентября 2008, 20:58 • Экономика

Рубль в цене не прибавит

Эксперты просят ослабить рубль

Рубль в цене не прибавит
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

В условиях нестабильности мировых финансовых рынков перед Россией встал вопрос, как минимизировать влияние негативных факторов без нанесения ущерба экономике страны. Эксперты вместе с тем рассуждают о том, какие риски несут в себе те или иные события и, как следствие, действия властей. Об этом шла речь на очередном заседании экономического клуба ФБК* во вторник. В числе главных рисков эксперты называют укрепление доллара.

Темой заседания экономического клуба ФБК* на этот раз должна была стать «Экономика России после войны».

Стабилизации ситуации на финансовом рынке могло бы способствовать некое ослабление рубля

Каковы экономические последствия августовских событий на Кавказе? Можно ли говорить о влиянии этих событий на экономическую политику российских властей и насколько долговременным будет влияние войны в Южной Осетии и Абхазии на экономику?

Ответить на вопросы обещали участники круглого стола: главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, старший эксперт Института современного развития Никита Масленников, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, директор департамента стратегического анализа ФБК** Игорь Николаев, а также генеральный директор УК «Капиталъ» Вадим Сосков.

Но встреча в клубе планировалось до начала кризисных событий. Во вторник с военной темы эксперты быстро переключились на тему новых рисков, стоящих перед Россией. Хотя Игорь Николаев успел заметить, что любая война «не есть благо для экономики».

Но еще до военного конфликта российская экономка находилась на понижательном тренде. Дополнительными негативными факторами для нее стали дело «Мечела», отложенный вопрос вступления в ВТО, а также финансовый кризис, считает Николаев.

По мнению Никиты Масленникова, события августа замкнули цепь негативных ожиданий.

При этом все эксперты едины во мнении: кризис погасил войну. На первом плане в сентябре оказалось падение отечественного фондового рынка.

Что стало причиной кризиса?

По мнению Евгения Гавриленкова, это уникальное сочетание всех возможных негативных факторов: практически ни одной позитивной новости для России не было.

«Однако самый серьезный удар российскому рынку был нанесен в августе-сентябре, когда параллельно с грузинско-осетинско-российским конфликтом резко и совершенно непредсказуемо укрепился доллар. Кроме того, цена нефти упала с 147 до 90 долларов», – подчеркнул он.

Инвесторы поняли, что дальше раздувать пузырь на рынке сырьевых товаров не имеет смысла, и перебросили свои накопления в американские казначейские бумаги.

«Для России самый большой макроэкономический риск – это преломление тенденции ослабления доллара и его укрепление против ведущих мировых валют. По сути это означает давление на наш платежный баланс», – считает Евгений Гавриленков.

При усиливающем свои позиции долларе рост цен на сырьевые товары прекращается. Укрепление американской валюты вызывает проблемы с обслуживанием внешнего долга, который сегодня составляет примерно 470 млрд долларов.

«Надо иметь в виду, что большая часть этого долга заимствовалась российскими компаниями и банками именно в долларах. Он в свою очередь дешевел на фоне укрепления рубля», – заметил Гавриленков.

С другой стороны, международные резервы России составляют 560 млрд долларов.

«Однако мы их уже теряем, – подчеркнул экономист. – Это очевидный результат политики фиксированного курса».

«Было бы опасно играть с фиксированным валютным курсом. Фиксированный курс выгоден лишь тем безумным должникам, которые заняли на внешнем рынке 500 млрд долларов», – согласился Владимир Мау.

По разным оценкам, до конца года выплаты внешнего долга, включая синдицированные кредиты и погашение евробондов, составят более 40 млрд долларов, а при более сильном долларе это может представлять определенные проблемы, считает Гавриленков. Особенно когда рефинансирование долга на внешнем рынке остается практически закрытым.

«До конца года должники должны будут где-то эту валюту изыскать. Основная масса внешнего долга будет выплачена за счет наших внутренних резервов. А это означает, что на валютном рынке будет расти давление на рубль», – рассуждает он.

Экономист полагает, что у правительства РФ нет ни малейшего желания опускать рубль.

«Однако эта ситуация чревата дальнейшим сокращением объемов резервов. Пора задуматься о том, чтобы курс формировался на основе более рыночного механизма», – сказал эксперт.

В условиях оттока капитала из страны рубль не может укрепляться, к тому же его сложнее поддерживать на стабильном уровне. Вопрос в том, насколько это целесообразно, отмечают эксперты.

«Стабилизации ситуации на финансовом рынке могло бы способствовать некое ослабление рубля», – отметил Гавриленков.

Власти между тем, как это обычно бывает, вливают деньги в экономику.

«Не хватает денег? Значит, увеличиваем объемы репо, увеличиваем объемы предоставляемых средств на депозитных аукционах. Но проблема не решается. Требуется все больше и больше. Ставки на межбанковском рынке все выше, фондовый индекс падает ниже», – говорит Гавриленков.

Проблема в масштабном оттоке капитала.

«Теоретически, чтобы вывод средств прекратился, необходимо, чтобы российская валюта слабела. А так как мы укрепляли валюту, мы и способствовали оттоку капитал», – пояснил Гавриленков.

До конца года, по его словам, отток капитала продолжится, при этом на денежном рынке сохранится напряженность.

«Мы вступили в эпоху системного кризиса, который ударил по фондовому рынку. Риск-менеджером в этой ситуации становится государство. Опасность в том, что оно может стать монополистом на рынке», – подчеркнул Вадим Сосков.

Никита Масленников при этом полагает, что текущих вливаний в экономику страны недостаточно, а консолидация банковской системы неизбежна.

«В этом пане формирование международного финансового центра при всей сложности этой задачи просто безальтернативно», – отметил он.

И, делая вывод, добавил: «За 5–6 недель мы поняли абсолютную бессодержательность понятия «экономическая политика». Ее сегодня просто нет».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............