Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
3 июля 2008, 18:18 • Экономика

Вузы провалили экзамен бизнесу

Вузы провалили экзамен бизнесу
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ольга Лопатникова

Во время IV ежегодного Конгресса национального бизнеса «Пора предпринимать» стали известны итоги «Второго делового рейтинга высшего образования». Он составлен на основе оценок, данных работодателями качеству подготовки специалистов в высшей школе. Выясняется, что и выпускники вынуждены доучиваться после вузов, и бизнес не очень интересуется записью в дипломе своих работников. И только четверть предприятий сотрудничает с вузами в этом вопросе.

Во время IV ежегодного Конгресса национального бизнеса «Пора предпринимать» были обнародованы результаты «Второго делового рейтинга высшего образования». Это, по сути, оценка работы вузов с точки зрения работодателей.

Сегодня не совсем ясно, какие навыки должна формировать высшая школа, а какие – работодатель

Итоги первого рейтинга были представлены год назад на III Форуме «Новый бизнес новой России». Несколько позже, 27 июля 2007 года, на заседании экспертного совета по вопросу модернизации системы высшего образования Дмитрий Медведев, тогда первый заместитель председателя правительства, отметил, что независимая оценка высшего образования очень важна и «ею нужно заниматься с утроенной энергией».

Организатором проекта по созданию рейтинга выступила общероссийская общественная организация «Деловая Россия» совместно с Минобрнауки, Общественной палатой и Российским союзом ректоров. Исследование выполнил Всероссийский центр изучения общественного мнения.

Бизнес-сообщество взялось определить, какие вузы более всего приближены к требованиям современного рынка.

В нынешнем году было учтено мнение более чем тысячи ведущих компаний России, от крупных холдингов до успешных региональных предприятий, которые в основном специализируются в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, распределении электроэнергии, газа и воды, строительстве, финансовой деятельности и транспортной отрасли.

В опросе приняли участие около 2 тысяч молодых специалистов, которые окончили вузы в период с 2002 по 2005 год и уже поднялись по карьерной лестнице и уровню зарплаты.

По словам руководителя проекта Николая Брусникина, исследование показало, что высшее образование часто играет роль «сигнального фактора», но не имеет значения, какую именно специальность получил выпускник.

«В России происходит смещение общей и специальной компетенций, то есть сегодня не совсем ясно, какие навыки должна формировать высшая школа, а какие – работодатель», – сказал он.

Это заставляет сегодняшних студентов быть активными. Главным аспектом мотивации обучения стала подготовка к будущей работе. Однако молодежь утверждает, что получает профессиональные навыки в основном на рабочем месте, а не в стенах учебного заведения.

Поэтому многие студенты выходят на работу до получения диплома (в 2007 году – 44%, в нынешнем – 46%).

Еще год назад, отмечает Брусникин, выпускники вузов отвечали, что начинали работать через год или два после окончания учебного заведения. Сегодня очевиден спрос на молодые кадры.

«По сравнению с серединой 2000-х возможности для трудоустройства молодежи стали выше», – уверен Брусникин.

Что касается позиции бизнеса, то в основном выпускники приходят устраиваться на работу сами, их специально никто не ищет. При этом работодатели ценят реальные навыки и способность решать поставленные задачи, а запись в дипломе считают второстепенным фактором. Они отмечают, что молодых специалистов всё равно приходится доучивать на месте.

Взаимодействуют с вузами в этом вопросе всего 25% предприятий, и то в очень ограниченной форме.

Но 60 вузов России всё-таки получили высокие оценки бизнес-сообщества в рейтинге. Примечательно, что региональные, в основном технические, вузы идут вровень со столичными. Хотя именитые университеты вроде МГУ или МГТУ им. Баумана традиционно являются лидерами, но иркутские, пермские, томские, самарские и ряд других региональных учебных заведений активнее сотрудничают с работодателями.

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров академик Виктор Садовничий отметил как серьезный симптом то, что для бизнеса не очень важно образование выпускника. «По моему мнению, это происходит потому, что вузов стало слишком много и это обилие понизило престиж и статус диплома», – уверен он.

Академик упомянул также, что в международных рейтингах российские вузы занимают очень низкие позиции, однако, по его данным, не только МГУ должен попадать в мировой топ–500 высших учебных заведений, а гораздо больше учебных заведений. Однако есть «вопрос в особенностях оценки».

Садовничий пообещал, что в ближайшее время будут обнародованы результаты объективного международного рейтинга, который выстраивает Reuters, основанные на всестороннем анализе качества образования в системе высшей школы разных стран.

Этот проект продолжает идею, заявленную бывшим президентом Владимиром Путиным на расширенной встрече с предпринимателями в марте 2006 года. Тогда глава государства обозначил тему развития российского образования и отметил неудовлетворенную потребность страны в высококвалифицированных специалистах. Речь шла и о выпускниках вузов, и кадрах, которые готовят средние специальные учебные заведения.

Бизнес-сообществу в этом вопросе была отведена особая роль. Тогда президент высказал пожелание, чтобы предприниматели сами разработали систему оценки деятельности образовательных учреждений.

«Речь идет о развитии независимых рейтинговых агентств, чья информация должна быть доступной для общества, чтобы не просто по факту происхождения ВУЗ считался великим, а чтобы отвечал требованиям сегодняшнего времени, выдавал на-гора результаты, и они могли быть объективно оценены», – говорил Владимир Путин.

Кстати сказать, молодежь также пытается принимать участие в определении того, какие кадры нужны новой экономике страны. В июне, к примеру, в Минпромторговли России завершилась очередная стажерская программа Экспертного клуба министерства, организованная совместно с Всероссийским молодежным образовательным проектом «Кадры для модернизации страны».

Студенты, в основном первых трех курсов, представляли свои проекты, стараясь привлечь к ним внимание министерства и бизнеса. Они касались таких направлений, как фармацевтика, робототехника, экология, радиомедицина, промышленный дизайн, авиастроение и кадры

Одна команда стажеров рассчитала, сколько понадобится специалистов с высшим образованием на новых металлургических комбинатах, которые планируется открыть в 2009–2015 годах. Они выбрали четыре основных профильных вуза: Новосибирский, Томский, Алтайский и Владивостокский университеты.

Встречи с представителями отрасли показали, что только треть выпускников приходит на заводы в качестве инженеров и технологов. А в целом на таких предприятиях 13,6% работников с высшим образованием.

Стажеры представили схему изменяющейся потребности в кадрах на металлургических предприятиях Сибири и Дальнего Востока, где растет кадровый голод. Например, в 2009 году двум запускаемым заводам не хватит 80 управленцев, а в 2010 году вузы предоставят на рынок труда 360 «лишних» специалистов, и их нужно будет распределять на уже действующие комбинаты.

В 2012 году откроются Алтайский никелевый и Красноярский свинцово-цинковый заводы, и для них придется привлекать дополнительно специалистов из европейской части страны. В 2013 снова ожидается «переток» кадров в центр России.

Двадцатилетние студенты готовы рассчитать потребность в специалистах в любой отрасли. Важно, чтобы эти инициативы получили поддержку как у бизнеса, так и у власти, в том числе Минобрнауки, при определении федерального стандарта образования.

..............