Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
3 июля 2008, 07:56 • Политика

Моральный кодекс строителя капитализма

Готовится моральный кодекс строителя капитализма

Моральный кодекс строителя капитализма
@ Артём Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Елена Пацар

В среду на заседании Столыпинского клуба, состоявшемся в рамках IV ежегодного Конгресса национального бизнеса России, предприниматели и эксперты обсуждали проблемы этики бизнеса. Оглядываясь на исторический опыт и обозревая современную практику, они пытались найти ответ на вопрос, каким должен быть моральный облик предпринимателя. Не нашли, но выяснили много интересного.

В среду в столичном Экспоцентре бизнесмены со всей страны встретились на IV ежегодном Конгрессе национального бизнеса под лозунгом «Пора предпринимать!». Конгресс, организованный общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и партией «Единая Россия», поставил перед собой задачу обсудить вопросы и проблемы развития массового бизнеса и переход к инновационной модели экономики.

Наряду с 7 правилами ведения честного бизнеса в дореволюционной России существовало и «12 способов обвеса и обмера

Председатель «Деловой России» Борис Титов накануне в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что в новых экономических и политических условиях России нужен и новый бизнес – основывающий свою работу на принципах морали и нравственности.

Вопросам уместности и совместимости таких понятий, как «бизнес» и «нравственность», было посвящено включенное в программу конгресса 8-е заседание Столыпинского клуба – дискуссионной площадки, созданной в 2006 году по инициативе Бориса Титова, депутата Госдумы Михаила Емельянова и заместителя главного редактора газеты ВЗГЛЯД Юрия Гиренко.

Тема, избранная для обсуждения, вызвала интерес не только среди предпринимателей, но и у политиков – среди тех, кто посетил заседание клуба (не выступая, но внимательно слушая), был ряд депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, видных чиновников и партийных функционеров, вплоть до первого заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова.

Модератором заседания клуба, как обычно, был телеведущий Максим Шевченко. Уверенной походкой прохаживаясь по сцене, которую украшал большой баннер с эмблемой конгресса «Пора предпринимать!», Шевченко напомнил, что Столыпинский клуб создан при поддержке «Деловой России» «для содействия развитию гражданской активности и социальной ответственности российского делового сословия – предпринимателей и менеджеров, работающих в перерабатывающем несырьевом секторе российской экономики».

Что касается заявленной темы заседания – этика бизнеса, – Шевченко отметил, что она «если и проговорена, то на полутонах и полунамеках». Для затравки модератор – профессиональный историк – сделал экскурс в прошлое. «Готовясь к мероприятию, мы с коллегами нашли принятый в 1912 году российским бизнес-сообществом свод принципов ведения бизнеса из 7 пунктов», – сообщил он.

И прочел документ, в котором были зафиксированы такие принципы, как уважение к власти, частной собственности, честность и правдивость, верность слову, привычка жить по средствам, целеустремленность. По мнению модератора, эти установки во многом существуют и сегодня.

«Сегодня бизнес ассоциируется с безнравственностью, но мы знаем, что большинство бизнесменов являются моральными, нравственными и готовыми играть по правилам», – считает Шевченко.

Что означает понятие «этика бизнеса», постарался сформулировать предприниматель, член Общественной палаты и сопредседатель «Деловой России» Евгений Юрьев. Прежде всего он развеял миф о том, что в России к бизнесу относятся как-то особенно плохо. Согласно социологическим опросам, в России к бизнесу относится положительно чуть ли не половина граждан – 42%, тогда как в Германии – только 35%. Даже в насквозь буржуазных Соединенных Штатах Америки цифра ненамного больше – 58%.

Тем не менее в нашей стране достаточно сильно убеждение, что «вести бизнес честными способами невозможно». Здесь Юрьев выдвинул тезис, не показавшийся многим участникам бесспорным: что зарабатывать деньги по-честному не только можно, но и выгодно. Он привел цифры, согласно которым у этичных компаний прибыль составляет 500%, в то время как у неэтичных она практически не растет. «Очевидно, что бизнесу выгодно быть этичным», – пришел к выводу Юрьев.

Исходя из этого, Евгений Юрьев выдвинул лозунг: «Примат служения над обогащением». «Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли!» – заключил докладчик.

Некоторым диссонансом к патетике Юрьева прозвучали слова генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова. Он напомнил, что наряду с приведенными Максимом Шевченко 7 правилами ведения честного бизнеса в дореволюционной России существовало и «12 способов обвеса и обмера».

В то же время Орлов согласился, что сегодня российский бизнес существенно изменился по сравнению с 90-ми годами. Тогда бизнесмены руководствовались такими правилами, как максимилизация выгоды и отсутствие каких-либо ограничений. И воспринимали они самих себя с большой, заглавной, буквы независимо от того, как на них смотрели другие.

Эхо 90-х существует и поныне, сказываясь на восприятии бизнеса обществом. «Но сейчас ситуация меняется», – согласился Орлов. И этой положительной тенденцией надо управлять изнутри, сформулировав для бизнеса ясную повестку дня.

«Главное для бизнеса – диалог с властью», – подытожил Дмитрий Орлов свое выступление, заметив, что в такой паре бизнес сможет быть нравственным. Максим Шевченко усомнился в выводе политолога и попытался узнать у других участников клуба, что они думают о нравственности в бизнесе. Разброс мнений оказался весьма широким.

Президент еврейского бизнес-клуба Сергей Сладков предложил простой рецепт для честного и нравственного бизнеса: стать открытым. А общество в свою очередь должно открыться навстречу бизнесу. И вот тогда, в этих объятиях, будет достигнут апогей моральности в бизнесе...

Исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Георгий пояснил, что церковь считает нравственным все то, что не портит человека. Соответственно, богатство само по себе не морально и не аморально – все зависит от того, как оно употреблено...

Протестантский пастор Владимир Ряховский уверен, что нравственность и мораль зарождается в семье. Поэтому все дело в том, как сызмальства воспитываются будущие бизнесмены...

Сами предприниматели моральный облик своего сообщества оценили весьма критично. Один из участников дискуссии напомнил о таких новорусских забавах, как салюты для подруг в два часа ночи и прогулки на яхтах. «Лучше будет, если бизнесмены будут устраивать этот салют где-нибудь на Сейшелах. Тогда наш бизнес станет нравственным», – с невеселым ехидством отреагировал на эту реплику Максим Шевченко.

Припомнили предприниматели своим собратьям и «пирожки из кошек и собак», которые отравляют жизнь не одному человеку. Правда, все тот же Максим Шевченко, ссылаясь на корейцев, подметил, что дело вовсе не в начинке выпечки, а в способе приготовления пирожков...

Дискуссия продолжалась почти три часа. Вспоминали благотворительность и рейдерство, образцы благородства и примеры «кидалова», социальную ответственность и отношения бизнеса с народом, «категорический императив» Иммануила Канта и «протестантскую этику» Макса Вебера. Но тезис Евгения Юрьева о выгодности этичного ведения бизнеса так и не опровергли. Как и не подтвердили.

Подводя итоги обсуждения, Борис Титов поддержал высказанную несколькими участниками дискуссии мысль о нужности этического кодекса предпринимателя. И заверил, что «Деловая Россия» будет всеми силами продвигать принципы ответственности, морали и нравственности в бизнесе. Хотя и не выразил уверенности в том, что результат будет достигнут.

..............