Антон Крылов Антон Крылов Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

3 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

6 комментариев
17 июня 2008, 13:07 • Экономика

ОАО «Корпорация»

Госкорпорации могут превратить в ОАО

ОАО «Корпорация»
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предложил преобразовать все государственные корпорации в открытые акционерные общества. Такая организационно-правовая форма позволит им привлекать капитал на рынки, сохраняя при этом государственное влияние. Государство нацелено на реформу корпоративного управления в госкорпорациях. Правда, на это может понадобиться несколько лет.

Выступая во вторник на 12-й конференции инвесторов, организованной банком «Ренессанс Капитал», Александр Шохин предложил преобразовывать все государственные корпорации в открытые акционерные общества. По его мнению, это позволит регламентировать их деятельность не отдельными законами, а общим корпоративным правом.

Преобразование всех госкорпораций в ОАО позволит им привлекать капитал на рынки и одновременно сохранить влияние государства

«РСПП предлагает распространить на госкорпорации общие корпоративные правила, чтобы все они существовали в форме ОАО с 100%-ным участием государства», – цитирует Шохина РИА «Новости».

Не исключено, что именно об этом говорил на XII Санкт-Петербургском экономическом форуме и первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Он отметил, что государство нацелено на реформу корпоративного управления в госкорпорациях. «Мы будем создавать их (госкорпорации) так, чтобы они действовали абсолютно открыто», – подчеркнул он.

Примерно о том же говорил и Владимир Путин еще в прошлом году, когда отмечал, что, возможно, форма госкорпораций – временная, что к управлению ими будут привлекаться частные инвесторы. То есть, государство берет на себя труд консолидировать активы, наладить эффективную работу корпораций, в том числе – обеспечить их заказами, а потом уступает часть полномочий бизнесу.

Судя по выступлению Шохина, так все и идет. А значит, мы становимся свидетелями начала новой приватизации, только на этот раз тщательно подготовленной, спланированной и просчитанной.

В настоящее время организационно-правовая форма госкорпораций отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУП). В частности, на госкорпорации не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве.

К тому же многие госкорпорации существуют по специальным законам. Необходимо, чтобы они руководствовались общими корпоративными правилами, отметил глава РСПП, добавив при этом, что преобразование всех госкорпораций в ОАО позволит им привлекать капитал на рынки и одновременно сохранить влияние государства.

Кстати, ранее госкорпорации, а точнее, форма их управления подверглась критике комитета по промышленной политике Совет Федерации. Изучив правовой статус госкорпораций, сенаторы пришли к неутешительным выводам.

«Понятие «государственная корпорация» не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как размывание системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права», – подчеркивал тогда председатель комитета Валентин Завадников.

Он также указывал на недостатки, в числе которых принятие отдельного закона при создании каждой корпорации. По сути, регулирование госкорпораций осуществляется на индивидуальной основе и зачастую не согласуется с действующим законодательством.

Другое дело – акционерные общества. Как считает Александр Шохин, хорошим примером можно назвать ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром».

Помощник президента России Аркадий Дворкович сказал, что не исключает возможность акционирования государственных корпораций. Однако на это может потребоваться несколько лет. Отвечая на вопрос журналистов, возможно ли через год-два превратить госкорпорации в ОАО, Дворкович сказал: «Чуть больше времени потребуется».

Комментарии экспертов

Руслан Конорев, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Руслан Конорев, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Доводы, которыми апеллирует господин Шохин, не совсем корректны: «Во-первых, у госкорпораций есть несколько источников финансирование. Во-вторых, привлечение внешних займов на определенных условиях возможно и сейчас. Здесь нет каких-то ограничений. Поэтому нельзя говорить о том, то в результате госкорпорации станут более динамичными в этом смысле. И сегодня госкорпорациям ничто не мешает развиваться. Если государство хочет сохранить контроль, этого делать не стоит».

Вадим Ткаченко, главный юрист ГК «Градиент Альфа»
Вадим Ткаченко, главный юрист ГК «Градиент Альфа»
Преобразование госкорпораций в ОАО было бы не совсем логичным и правильным. Большого смысла в этом нет. Порядок и регламент деятельности госкорпораций определен в федеральном законе. Форма акционерного общества не даст того «полета», который закладывал законодатель при создании госкорпорации. Российские госкорпорации – это желание сделать что-то похожее на национальные и транснациональные корпорации в странах Европы и США, где государство является равноправным членом, чего, к сожалению, нет пока в России. Российские акционерные общества сами по себе далеки от уровня международного корпоративного права. Есть проблемы и в акционерном законодательстве. Боюсь, что у кого-то может возникнуть идея заполучить миллиарды рублей, которые были направлены как имущественные взносы бюджета в госкорпорации. Когда речь идет об акционерном обществе, все вопросы решаются в лучшем случае на общем собрании акционеров, в худшем - на заседании совета директоров. Это грозит «кулуарностью» в решении важных вопросов, для которых призваны госкорпорации.