Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
27 мая 2008, 20:40 • Экономика

Александра Нестеренко: «Законы тормозят инновации»

Александра Нестеренко: «Законы тормозят инновации»

Tекст: Ольга Лопатникова

В России объявлен переход от сырьевой экономики к инновационной, чтобы сделать плоды интеллектуального труда не менее значимым продуктом, чем углеводородное сырье. Однако российские законы этому мешают. Идеи и разработки по-прежнему выгоднее продавать за рубеж. Госкорпорация «Роснанотех» собирается выйти со своими законодательными предложениями.

Об этом рассказывает заместитель генерального директора Роснанотеха Александра Нестеренко.

Даже если нашлись разработчики, закрепили за собой идею и даже смогли ее продать, то доходов они не получат

– Александра Константиновна, вопрос совершенствования законодательства в области инноваций вряд ли возник случайно. Почему им начала заниматься госкорпорация «Роснанотех»?
– Начнем с того, что в России нет понятия инновационного законодательства.

В 1999 году Государственная дума РФ приняла Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», но в начале 2000 года президент наложил на него вето. Основным его недостатком, по мнению Владимира Путина, тогда исполняющего обязанности президента России, было отсутствие определения инновационной деятельности, а следовательно, и предмета регулирования, а также круга лиц, участвующих в ней.

Когда мы стали заниматься нанотехнологиями, то обнаружили множество пробелов в законодательстве. Тогда мы взяли на себя задачу наметить работу в этой области.

Так родилась концепция участия Российской корпорации нанотехнологий в совершенствовании инновационного законодательства.

– При ее подготовке эксперты корпорации выявили ряд препятствий в инновационной работе в России. Что же мешает нашим разработчикам?
– Главным образом препоны лежат в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности. Эта проблема, надо отметить, общая, а не только Роснанотеха.

В первую очередь при возникновении прав на объект интеллектуальной собственности у исполнителей – НИИ, вузов или органов государственной власти – не всегда есть возможность его патентного закрепления.

В их штате нет соответствующих специалистов, а привлечение их на договорной основе требует длительных конкурсных процедур, утвержденных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, в бюджетной классификации России нет статей расходов, позволяющих направлять средства на патентование объектов интеллектуальной собственности.

– И поэтому идеи выгоднее продавать за рубеж?
– Действительно, это так. Дело в том, что даже если нашлись разработчики, закрепили за собой идею и даже смогли ее продать, то доходов они не получат.

– Почему же?
– Обратимся к приказу Минфина России от 21.06.2001 года «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов». Практика такова, что доходы от продажи и использования результатов научной и научно-технической деятельности зачисляются в казначейство на источник «Без права расходования» и не могут использоваться учреждением.

Потому у исполнителей нет заинтересованности в реализации объектов интеллектуальной собственности. Статус бюджетных учреждений не позволяет им свободно распоряжаться доходами от отчуждения или передачи по лицензионным договорам указанных прав.

– И что в связи с этим можно предложить?
– Мы считаем необходимым снять запрет на распоряжение государственными учреждениями средствами, полученными от реализации прав на результаты научно-технической деятельности, при условии целевого использования таких доходов: на правовую охрану результатов РНТД, авторские вознаграждения, финансирование собственных НИОКР.

– У частного капитала тоже нет стимулов финансировать создание объектов интеллектуальной собственности вместе с государством?
– В соответствии со статьей 1229 ГК РФ право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать нескольким лицам. Однако порядок управления такими объектами, созданными за счет государственных и привлеченных средств, который бы заинтересовал частных инвесторов, пока отсутствует.

– Есть ли еще причины, которые мешают превращать идею в конечный продукт?
– Их достаточно. Внедрение разработок невозможно даже на мелком уровне, не говоря уже о масштабном. Участниками инновационного процесса на этапе генерации знаний являются научные и образовательные организации: НИИ, вузы и так далее. Большинство из них – бюджетные.

Гражданский кодекс России разрешает федеральным учреждениям образовывать новые предприятия, внося в качестве основного капитала объекты интеллектуальной собственности. Но бюджетное законодательство запрещает им направлять средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на создание других организаций и покупку ценных бумаг.

– Но это означает, что они не могут учреждать или участвовать в малых инновационных производственных предприятиях?
– Образовать бизнес-инкубатор или вообще внедренческое предприятие малой формы при научном учреждении сейчас не представляется возможным. Научные и вузовские учреждения не могут получать дивиденды от деятельности таких предприятий и не заинтересованы в их развитии.

Получается, Гражданский кодекс России норму декларирует, а бюджетное законодательство сводит ее на нет и не способствует развитию интереса к инновациям.

– Остается надеяться, что эти огрехи в российском законодательстве удастся устранить. Иначе призывы перехода к инновационной экономике рискуют остаться декларацией. На что еще обращает внимание корпорация, говоря об инновационной деятельности?
– Мы намерены участвовать в формировании налоговых и таможенных методов стимулирования организаций, занимающихся внедрением инновационных разработок. Среди них – освобождение от избыточного налогообложения научных и образовательных работ в сфере нанотехнологий, а также научно-технической продукции, созданной в рамках НИОКР в сфере нанотехнологий и используемой для дальнейших исследований в этой области.

Кроме того, корпорация будет выступать с предложениями по нефинансовым методам стимулирования научно-технической и инновационной деятельности и коммерциализации технологий.

– Например?
– Речь идет об упрощении порядка въезда и получения разрешений на работу для иностранных специалистов в области нанотехнологий, в том числе бывших соотечественников. Это отвечает намерению корпорации способствовать восстановлению российского научного потенциала. Также нужно совершенствовать правовой механизм привлечения иностранных специалистов.

– Может ли случиться так, что организация, которая получит финансирование своего проекта в области нанотехнологий, из-за бюрократических препон не сможет его реализовать?
– Надеюсь, этого не произойдет. Описанные мной трудности возникают на уровне формирования проекта с применением акционерного законодательства, а не на этапе реализации.

Отобранные госкорпорацией проекты не встретят больших сложностей, однако и нас может затронуть проблема коммерциализации в области нанотехнологий.

Поэтому корпорация пытается решить не только свои проблемы, но и других субъектов инновационной деятельности.

– Но Роснанотех не является субъектом законодательной инициативы.
– Да, зато в этом есть и свой плюс. Корпорация участвует в разработке и обсуждении законопроектов, направляет предложения и замечания в министерства и ведомства, правительство РФ и в Госдуму. При этом, не являясь органом государственной власти, в этом вопросе она не связана регламентами и длительными бюрократическими процедурами.