Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
16 апреля 2008, 20:53 • Экономика

Малый и средний бизнес объединяются

Малый и средний бизнес объединяются
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Лопатникова

Во всем мире кредитная кооперация является одним из двигателей развития малого и среднего бизнеса. В Ирландии ею охвачено 100% таких организаций, в США – 43%, а в РФ – только 0,5%. Законодатели работают над законом «О кредитной кооперации», но со времени его принятия в первом чтении прошло 6 лет. Предприниматели полагают, что он поможет малому и среднему бизнесу в тех случаях, когда банки отказывают в получении кредитов.

Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по АПК и банкам и банковской деятельности рассмотрели проект закона «О кредитной кооперации».

В настоящее время банкам зачастую невыгодно предоставлять маленькие кредиты и субсидии небольшим организациям

Кредитные кооперативы первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев назвал важной составляющей многоукладной экономики страны. Однако он предостерег от упрощения понятия кредитной кооперации.

«Это структура микрофинансирования малого предпринимательства», – пояснил он.

Сейчас доля малого и среднего бизнеса в России занимает в ВВП страны меньше 12%. На это влияет его слабая поддержка государством. Особенно это касается сельскохозяйственного производства.

«В настоящее время банкам зачастую невыгодно предоставлять маленькие кредиты и субсидии небольшим организациям», – заметил Александр Мурычев.

Кредитный кооператив мог бы объединить усилия небольших предприятий в получении банковских займов. Особенно важен этот документ для сельскохозяйственных кредитных потребкооперативов, которые объединяют крестьянско-фермерские хозяйства и граждан – собственников подсобных хозяйств.

По данным ОАО «Россельхозбанк», сельхозкооперативы уже получили 660 кредитов на общую сумму 2 млрд рублей.

Напомним, что в России кредитная кооперация развивается чуть больше 15 лет, а потребкооперация вообще – с 1965 года. Тем не менее этот процесс идет медленнее, чем в других странах. Если в Ирландии кредитная кооперация охватывает 100% организаций малого и среднего бизнеса, в США – 43%, Австралии – 25%, то в России – всего 0,5%.

Как следует из положений обсуждаемого законопроекта, кредитный кооператив является некоммерческой организацией и помогает своим членам путем привлечения ресурсов и предоставления займов на принципах взаимопомощи и субсидиарной ответственности. Однако кооперативы при этом не являются кредитными организациями и банковских операций не совершают.

Промышленники обращают внимание, что в настоящее время в России нет единой системы для создания и деятельности кредитных кооперативов, призванных обслуживать субъекты малого и среднего бизнеса и населения.

Нет института аккредитации таких организаций, нет и регулирующего органа исполнительной власти.

Председатель правления ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» Юрий Трушин отметил ряд моментов, которые серьезно тормозят развитие кредитной кооперации на селе.

Государство делит кооперативы на потребительские, то есть некоммерческие, и производственные, то есть коммерческие, рассказал он. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы отнесены к потребительским кредитным организациям, которые ограничены в своей деятельности.

«Сельхозкооперативам запрещено приобретать ценные бумаги, кроме государственных и муниципальных, – пояснил он. – Вообще, они сдерживаются в своей финансовой деятельности и в то же время во многих селах являются единственной формой кооперации».

Кооперативы должны сами определять нормативы своей деятельности, но мало у кого из них хватает на это профессионализма, добавил Трушин. Не определено место кредитных кооперативов в кредитной системе страны и не разработана страховая защита сбережений вкладчиков от возможного появления финансовых пирамид.

Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута обратил внимание на другую проблему законопроекта. Если он будет рамочным, то должен охватывать все виды кооперации. Пока в России действует несколько законов о кредитной кооперации, и все они регулируются разными документами.

«Рамочный закон должен учитывать специфику отдельных секторов этого рынка», – отмечает он.

Мало того, в стране, по разным данным, от 4 до 6 тысяч потребительских кооперативов, и прямой надзор за ними вряд ли возможен. Поэтому Мамута предлагает ввести систему делегированного надзора: кооперативы вступают в СРО, и уже их контролирует государство.

Запмпред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков полагает, что сначала нужно все-таки принять рамочный закон, а затем вносить поправки в отраслевые.

Однако председатель Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов считает, что законопроект ко второму чтению не готов с точки зрения надзора за финансовыми институтами.

«Кооперативы должны сами устанавливать себе финансовые и экономические нормативы, но не прописано, кто будет контролировать их работу», – рассказал он.

Кстати сказать, в ряде стран, таких как Германия и Франция, надзор осуществляют Центробанки.

Законопроект парламентарии планируют принять в ближайшем будущем. Но перед этим РСПП предложил создать рабочую группу совместно с представителями Государственной думы и Центробанка и еще раз тщательно проработать документ.

Стоит напомнить предысторию обсуждаемого документа. Проект закона был внесен правительством РФ и принят в первом чтении 24 апреля 2002 года Госдумой.

«У парламентариев есть намерение рассмотреть законопроект во втором чтении и внести в него поправки, – порадовал Мурычев. – Это радует, потому что со времени первого чтения прошло уже 6 лет».

..............