Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
8 февраля 2008, 20:29 • Экономика

Баку закрутит вентиль

Азербайджан прекратит экспорт нефти через Россию

Баку закрутит вентиль
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Самед Гусейн, Баку

Азербайджан прекратит прокачку нефти по «северному» маршруту – трубопроводу Баку–Новороссийск. Как сообщили ВЗГЛЯДу в Госнефтекомпании Азербайджана, которая с 1 февраля 2008 года взяла на свой баланс азербайджанский участок трубопровода Баку–Новороссийск протяженностью 228 км, с текущего месяца по «северному» маршруту азербайджанская нефть прокачиваться не будет. Причина в проблемах по соглашению с российской компанией «Транснефть».

Госнефтекомпания Азербайджана прекратит прокачку нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Причина в том, что российская сторона в лице АО «Транснефть» не приняла заявку на транспортировку нефти до терминала Новороссийск в объеме 83 тыс тонн в феврале 2008 года.

В последние годы прокачка азербайджанской нефти по «северному» маршруту неуклонно сокращалась

Российская компания мотивировала это тем, что для транспортировки азербайджанской нефти необходимо заключать новое коммерческое соглашение на текущий год.

По мнению бакинских экспертов, такого развития событий давно следовало ожидать, поскольку в последние годы прокачка азербайджанской нефти по «северному» маршруту неуклонно сокращалась.

Если в начале 2000-х гг. транспортировка по трубопроводу Баку–Новороссийск достигала почти 5 млн тонн нефти, то в 2007 году объемы экспорта азербайджанской нефти по этому маршруту составили всего 2 млн тонн.

Еще в ноябре 2007 года глава госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что в 2008 году Азербайджан снизит почти в 2 раза экспорт нефти через Россию и планирует экспортировать в направлении Новороссийска не более 1,1 млн тонн.

В январе 2008 г. по трубопроводу Баку–Новороссийск Азербайджан экспортировал всего 256 тыс тонн нефти, а на февраль была дана заявка всего на 83 тыс тонн.

Подобные низкие объемы, очевидно, утратили для «Транснефти» коммерческую привлекательность. В связи с этим «Транснефть» и настаивает на подписании нового коммерческого соглашения, в котором были бы оговорены гарантированные объемы поставок и новые тарифы.

Отметим, что Азербайджан начал транспортировку по трубопроводу Баку–Новороссийск с 25 октября 1996 года на основе подписанного межправительственного соглашения от 18 января того же года. Тогда это был единственный трубопроводный маршрут по экспорту азербайджанской нефти на мировые рынки.

Однако тогда коммерческим поставщиком была Азербайджанская международная операционная компания (АМОК – международный консорциум во главе с «Бритиш петролеум»), являющаяся ответственной за разработку месторождений «Азери–Чыраг–Гюнешли» и техническим оператором азербайджанского участка магистрального трубопровода Баку–Новороссийск.

С тех пор транзитные тарифы для Азербайджана на территории РФ не менялись и составляли 15,67 долларов за тонну, хотя мировые цены на саму нефть во много раз увеличились. Однако с 1 апреля 2007 года АМОК перестала использовать «северный» маршрут для экспорта своей нефти в связи с полной загрузкой основного экспортного трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан.

В Госнефтекомпании Азербайджана отметили, что в связи с отказом «Транснефти», компания планирует отправить февральскую партию нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми.

В Баку скептически относятся к перспективе подписания нового соглашения с «Транснефтью», поскольку Азербайджан имеет два экспортных трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан и Баку–Супса ежегодной мощностью соответственно 50 млн тонн и 10 млн тонн нефти. Кроме того, есть возможности транспортировки нефти по железной дороге в грузинские черноморские порты Батуми и Поти.

Скорее всего, Баку откажется от продолжения сотрудничества с «Транснефтью». Однако для «Транснефти» вряд ли это будет большой потерей. Трубопровод Баку–Новороссийск в последнее время успешно используется для прокачки нефти, доставляемой в Махачкалу танкерами с восточного берега Каспия.

..............