Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
18 ноября 2008, 20:52 • Экономика

Подконтрольная девальвация

Курс рубля вычислить невозможно

Подконтрольная девальвация
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

Эксперты полагают, что девальвация национальной валюты будет, во-первых, плавной, а во-вторых, контролируемой. При этом одни в девальвации не видят ничего страшного, другие отмечают, что положительного эффекта для экономики страны это не принесет. Экономисты затрудняются ответить на один из главных сейчас для многих россиян вопрос: что нужно сделать, чтобы сохранить свои сбережения? Очевидно пока одно: до следующего года волноваться не о чем.

Обо всем этом шла речь на круглом столе «Девальвация: процесс в развитии?» в РИА «Новости» во вторник.

Паники здесь быть не должно, потому что девальвация будет плавная. И у тех, кто имеет рублевые вклады, нет никакой необходимости бежать и снимать деньги, теряя проценты, для того чтобы покупать доллары

По сути, говорили участники обсуждения, девальвация означает одновременное обесценение рубля к двум ведущим мировым валютам: доллару и евро. Главный вывод, который сделали эксперты, заключается в том, что ЦБ не откажется от поддержки национальной валюты, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Денежные власти, допустив ослабление курса рубля на 1%, вряд ли до конца года пойдут на дальнейшее обесценение национальной валюты, хотя многие эксперты считают эту меру оправданной.

По мнению профессора Российской экономической школы Олега Замулина, решение ЦБ совершенно правильное. Для российской экономики это и хорошо, и плохо. Хорошо для отраслей реального сектора экономики, плохо – для населения.

«Россияне, безусловно, в этом случае какие-то средства могут потерять. Но паники здесь быть не должно, потому что девальвация будет плавная. И у тех, кто имеет рублевые вклады, нет никакой необходимости бежать и снимать деньги, теряя проценты, для того чтобы покупать доллары», – пояснил он.

Главный аналитик банка «Траст», преподаватель ГУ ВШЭ Евгений Надоршин занял более жесткую позицию, отмечая, что девальвация не принесет ничего хорошего. Тем не менее, по его словам, курс рубля «у нас плавающий и контролируемый, так что любое изменение стоимости национальной валюты происходит, в лучшем случае, благодаря тому, что ЦБ относится к этому нейтрально».

Однако ослабление курса рубля, допущенное ЦБ, несет в себе негативные последствия, считает Надоршин.

«То, что мы уже заплатили за это решение, на порядок превышает то, что ЦБ от этого получил. И международных резервов благодаря плавной девальвацией он не сэкономит. Дело в том, что Центробанк говорит о плавной девальвации, но забывает указать, в каком размере он собирается ее произвести», – подчеркнул он. По его мнению, подобная неопределенность даст дополнительный импульс бегству капитала из России.

Таким образом, ослаблять рубль в нынешней ситуации неправильно не только потому, что это обесценит сбережения населения. По мнению Надоршина, от этого пострадает вся экономика. Впрочем, он надеется, что «до конца года дополнительных шагов по девальвации рубля не будет».

Директор Банковского института ГУ ВШЭ, профессор Василий Солодков заметил, что ЦБ нужно было пойти на ослабление рубля еще раньше. В то же время он полагает, что денежные власти не откажутся от регулирования курса. Его мнение разделил и Олег Замулин.

Он подчеркнул, что рубль можно ослабить до 30–33 рублей за доллар и затягивать с этим решением нельзя, чтобы попусту не тратить международные резервы. При этом ЦБ должен проводить денежную политику более открыто. «В противном случае неопределенность и излишняя осторожность действий может породить панику», – сказал он, добавив, что пока ЦБ «действует невнятно и с оглядкой на власть».

По мнению Солодкова, США имеют больше шансов на скорейшее восстановление после кризиса, чем Евросоюз. Американская экономика более дееспособна и более рыночна, чем европейская, поэтому она быстрее восстановится ценой снижения доходов населения, считает он. В этих условиях профессор ставит на дальнейшее укрепление доллара. Исходя из паритета покупательской способности, доллар должен стоить 90 евроцентов.

Иное мнение у Надоршина. Экономист считает, что доллар будет падать. По его прогнозу, соотношение евро/доллар в следующем году вернется к коэффициенту 1,35, а в России доллар будет стоить 26,5 рублей. «В следующем году рубль может потерять порядка 3–5%. Но для меня это все еще открытый вопрос. Трудно вообще говорить об ослаблении рубля к национальной валюте США, которым в 2009 году реально грозит дефолт», – заметил он.

Однако все эксперты подчеркивают: делать какие бы то ни было прогнозы в нынешней ситуации – дело неблагодарное. Они затруднились и с ответом на вопрос о том, как рядовым россиянам поступить со своими рублевыми сбережениями. Надоршин предложил создать свою персональную бивалютную корзину, а Солодков – тривалютную, то есть часть сбережений оставить в рублях, а часть перевести в доллары и евро.

На самом деле эксперты на круглом столе во вторник однозначно ответили только на один вопрос: правильно ли ведет себя российский ЦБ? Ответ, по сути, вольно или невольно получился у них такой: совершенно правильно. И вот почему они ничего не смогли предсказать.

А сейчас самое главное для Центробанка – сделать так, чтобы никто не мог предсказать его действия, спрогнозировать курсовую политику, определить тренды. Иначе валютные спекулянты мгновенно организуют атаку на рубль, а в нынешних условиях против такой атаки вряд ли выстоит не только Россия, но и многие другие страны. Атаковали рубль спекулянты, кстати, весной прошлого года, и тогда это дорого обошлось денежным властям, благо, цены на нефть были высокими. Зато теперь ЦБ опытнее, и все аналитики, эксперты, просто наблюдатели бессильны предугадать его действия. Это и хорошо.

Вообще, применять термин девальвация к нашей ситуации не совсем корректно – курс рубля не устанавливается директивами правительства, это свободный курс в рамках коридора, который объявляет ЦБ, границы которого поддерживаются не приказами, а финансовыми инъекциями на рынке. Так что правильнее говорить о том, как расширятся или не расширятся эти границы. То есть именно так, как говорит ЦБ.

И уж совсем странными представляются сетования экспертов по поводу потерь населения из-за снижения курса рубля к доллару и евро. Вот в Австралии тамошний доллар упал на 40%, и ничего. Австралийцы отнеслись к этому с практически полным безразличием. Людям ведь важно не какое-то расчетное значение национальной валюты, а то, сколько каких товаров и услуг они могут приобрести на свой недельный, месячный, годовой доход. Или на отложенные сбережения. Если как могли купить на положенную в банк сотню блок сигарет, так и могут – какая разница, какой нынче курс за окном? Еще людям важно, как обеспечен им доступ к кредитам. Как гарантируется их социальная защита.

До недавнего времени наш рубль как бы укреплялся по отношению к тому же доллару, но инфляция нивелировала его покупательскую способность. Можно было гордиться рублем, но все меньше товаров можно было на него купить. Теперь, кстати, есть шанс повернуть ситуацию ровно наоборот, но об этом эксперты отчего-то не говорили. Хотя вот по этому поводу как раз и можно поспорить – все ли делает власть, чтобы сохранить покупательскую способность?

Очевидно, что курс рубля будет зависеть от мировой цены нефти. Дороже нефть – больше прибывает в страну товара под названием «доллар», а чем больше на рынке предложение товара, тем дешевле он становится, будь то доллар, картофель или недвижимость. Дешевле нефть – меньше долларов. Но в таком случае невыгодным становится импорт разных других товаров, от колготок до промышленных вентиляционных систем. И тогда больше заказов получает местная промышленность, которая начинает делать колготки и промышленные системы и продавать их за рубли. Значит, создаются новые рабочие места, люди получают нормальные зарплаты, раз производят пользующийся спросом товар. Это не фантазии – так было после августа 1998 года, когда рубль обесценился почти в пять раз, а российская промышленность и сельское хозяйство вздохнули, начали работать по-настоящему, вытесняя на рынках импорт. Кстати, доказав свою конкурентоспособность. Как раз с годами укрепление рубля и сделало ряд российских товаров опять неконкурентоспособными.

Теперь кризис дает стране новый шанс на оздоровление. Хотя не факт, что нефть непременно будет дешеветь. Это тоже совершенно непредсказуемо, как и хитрые действия Банка России.

..............