Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
20 июня 2007, 13:01 • Экономика

«Сахалин-1» не пускают в Китай

Газпром забирает газ у китайцев

«Сахалин-1» не пускают в Китай
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Георгий Воронков

Газпром хочет перекрыть поставки газа с «Сахалина-1» в Китай и закупать это сырье для поставок на российский рынок. Монополия аргументирует свое решение неспособностью самостоятельно удовлетворить потребности дальневосточных регионов в газе. Эксперты считают, что Газпром завышает потребности регионов, чтобы подешевле выкупить газ у оператора «Сахалина-1» ExxonMobil и самостоятельно продать в Китай.

Заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков на заседании президиума комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья заявил, что потребность четырех дальневосточных регионов в газе превышает 15 млрд кубических метров в год.

Цифра в 15 млрд кубометров, озвученная Ананенковым, на наш взгляд, завышена», – отмечают в ИК Unity Trust

«Мы считаем необходимым, чтобы газ «Сахалина-1» был продан Газпрому, – продолжил топ-менеджер. – Чтобы мы могли газифицировать эти субъекты и газ не пошел на экспорт».

Господин Ананенков пояснил, что добыча на проекте «Сахалин-3» начнется не ранее 2014 года, а до этого момента другого сырья для обеспечения потребностей региона не будет. Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев поддержал заявление зампреда правления монополии, отметив, что «без этого газа баланс региона не складывается».

Проект «Сахалин-1» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Акционерами выступают американская ExxonMobil (30%), Sodeco (30%), ONGC (20%) и Роснефть (20%). По данным Минпромэнерго, суммарные запасы газа категории С1 на «Сахалине-1» составляют 329 млрд кубических метров. Оператором проекта, который предполагает добычу 11,4 млрд кубометров газа в год, выступает ExxonMobil.

Из этого объема компания к 2009 году собирается поставлять 3 млрд кубометров на российский рынок, а около 8 млрд кубических метров в Китай. В конце 2006 года ExxonMobil подписала с КНР предварительное соглашение о поставках газа, окончательно сделка должна быть согласована до конца 2007 года.

В преддверии согласования проекта КНР с ExxonMobil Газпром активизировался. «Цифра в 15 млрд кубометров (потребности дальневосточных регионов. – Ред.), озвученная Ананенковым, на наш взгляд, завышена», – отмечают в ИК Unity Trust. По данным компании, реальные потребности этих субъектов в газе не превышают 5 млрд кубических метров в год.

«Завышение потребностей происходит для того, чтобы Газпром мог использовать излишки в своих интересах, например направив их на экспорт в тот же Китай», – уверены аналитики.

Между тем эксперты считают, что у газовой монополии действительно есть инфраструктурные сложности в удовлетворении потребностей регионов Дальнего Востока.

«Добычи в необходимых объемах там пока нет, – говорят эксперты. – Есть проект «Сахалин-2», но он не функционирует на полную мощность. Газ с «Сахалина-2» пойдет на экспорт». В ИК резюмируют, что монополии, вероятно, не удалось договориться с ExxonMobil о ценах на закупку газа с «Сахалина-1», поэтому корпорация подключает административный ресурс.

«Возможности поставки газа Газпромом на Дальний Восток ограничены, – соглашается аналитик Advance Research Михаил Бакулев. – Единственные возможные источники газа в этих субъектах – сахалинские проекты, поэтому Александр Ананенков и выдвинул такое предложение». По мнению аналитика, у корпорации достаточно связей, чтобы убедить американскую компанию.

«Несоблюдение лицензионных соглашений, неуплата налогов; пригрозят, что ExxonMobil не будет участвовать в других российских проектах, что не войдет в Штокмановское месторождение, – перечисляет список вероятных аргументов эксперт. – Пока этот алгоритм прекрасно действует».

Господин Бакулев считает, что прямой директивы правительства, обязывающей американскую компанию продавать газ с «Сахалина-1» Газпрому и запрещающей ей выход на китайский рынок, не будет. «Правительству это не очень интересно, инвестиционный имидж России пострадает, – отмечает он. – Кабинет министров может сказать оператору проекта: добывайте больше газа, тогда хватит на все».

В случае продажи газа с «Сахалина-1» Газпрому, а не на экспорт в Китай, акционеры проекта недосчитаются выручки в среднем около 1,36 млрд долларов в год.