Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияРоссия и Запад поговорили доверительно
Иностранцы объяснили, почему не доверяют России
Чтобы российским компаниям доверяли на международном рынке, нужно навести порядок в отечественном бизнесе. Уважительно относиться к коммерсантам, упростить систему налогообложения, делать то, что обещали, любить людей и больше работать, определили приоритеты участники Международного экономического форума в Питере. Соображениями по поводу развития международных экономических отношений обменялись ведущие российские и зарубежные бизнесмены.
Отечественные и иностранные экономисты придумали, как повысить доверие к России на глобальном уровне. Сейчас российским компаниям редко удается развивать бизнес за рубежом. У многих очень уважаемых отечественных бизнесменов есть неудачные примеры так и не начавшегося сотрудничества с иностранцами.
В ФНС сидит еще больше тетенек, которые все это пересчитывают. Работает индустрия недоверия», – недоумевал господин Чичваркин
Газпрому по разным причинам не удается довести до конца некоторые сделки с зарубежными партнерами. Сотрудничество с итальянским концерном Eni было приостановлено на начальном этапе из-за того, что российский концерн создал СП Italiаn Gas Holding вместе с итальянским предпринимателем Бруно Ментасти Гранелли, который известен тесными связями с Сильвио Берлускони.
Восстановление отношений с Eni потребовало длительных и трудных переговоров. А пересмотреть активные планы по работе в Германии компания решила из-за недоверия к властям и опасений, что те проведут экспроприацию.
Алексею Мордашову, которому принадлежит Северсталь, не удалось купить концерн Arcelor – сделка сорвалась и люксембургская компания досталась Лакшми Митталу.
В рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге доверием к России озаботились глава «Вымпелкома» Александр Изосимов, председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин, заместитель председателя совета директоров Sun Group Шив Викрам Кхемка, председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян, исполнительный директор Citigroup Майкл Кляйн, гендиректор банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров, олимпийская чемпионка по плаванию Мария Киселева и начальник Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Руководила дискуссией телеведущая Юлия Бордовских.
Участники хотели обсудить, почему к российским бизнесменам относятся так, как относятся. И высказывали свои соображения на эту тему.
- «Аэрофлот» полетит на Boeing
- Россия-2020
- Санкт-Петербург закрылся на форум
- Россию готовят к 2025 году
- «Аэрофлот» разворачивается
Самым конкретным оказался Евгений Чичваркин. Все, кто говорил до него и после, воздерживались от конкретных предложений. Господин Чичваркин выступил с прямыми рекомендациями – изменить отношение к бизнесменам и устранить налоговые ограничения.
«В Корее сотрудникам известной местной компании кланяются таможенники! Торговые сети во всем мире, в США в частности, – это пример национальной гордости, а у нас?» – расстраивался глава «Евросети». Кроме отсутствия уважения, Евгений Чичваркин видит проблему в излишнем налоговом бремени.
По его словам, из этого вытекает очень много не только финансовых трудностей. «Чиновники боятся, что бизнесмены не будут платить налоги, и вводят много разных небольших налогов. Чтобы их считать, компании заводят целый огромный штат бухгалтеров, которые только этим и занимаются. А с другой стороны, в налоговой службе сидит еще больше точно таких же тетенек, которые все это пересчитывают. Работает целая индустрия недоверия», – недоумевал господин Чичваркин.
Рубен Варданян упирал на то, что государство должно поставить цель, к которой необходимо последовательно двигаться. Что если порядок будет внутри, то с внешними связями тоже все наладится.
«Пока доверие – это какие-то двойные стандарты. Говорят, что спорт – это хорошо, а спортсмены погибают от запрещенных препаратов, которые принимают для улучшения результатов. Говорят, что будет один вице-премьер, – их три. Так и живем. Говорим одно, а делаем другое. И людей не уважаем», – сказал он.
Пожелания к людям были и у Аркадия Дворковича. Он сказал, что люди должны быть поактивнее. По его словам, не государство должно решать, каким будет медицинское обслуживание или образование, а те, для кого все это делается. «И главное – трудиться и учитывать ситуацию вокруг себя», – добавил господин Дворкович.
Иностранные участники дискуссии отреагировали по-разному. Майкл Кляйн порекомендовал развивать производство и обрабатывающую промышленность. «Российские продукты никто в США не ест и не носит российскую одежду, потому что бренды неизвестны. А газ и нефть – они незаметны для потребителя. Россию рассматривают скорее в политическом контексте, а не экономическом, как Индию или Китай. Это надо менять», – сказал господин Кляйн.
А председатель правления компании Ernst & Young Джеймс Терли считает, что российским компаниям за рубежом доверяют. «Российские компании, индийские и китайские постепенно выходят на зарубежные рынки. Это хорошая тенденция, и их там принимают», – сказал он газете ВЗГЛЯД. «Мы нормальные люди, нам просто нужна нормальная среда», – заверил зарубежных коллег Александр Изосимов.