Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевИстребители заглохли
Сорвана госпрограмма развития боевой авиации
Работа над двигателем пятого поколения для боевых самолетов приостановлена. Об этом заявляет топ-менеджмент НПО «Сатурн» – компании, которая стоит во главе альянса заводов, задействованных в проекте. Свое решение инженеры аргументируют отсутствием финансирования – Минобороны до сих пор не подписало контракт с объединением двигателестроителей. Источник газеты ВЗГЛЯД в авиастроении уверяет, что средства на создание самолета с новым двигателем будут найдены.
«Работа над двигателем пятого поколения для боевых самолетов заморожена, – заявили газете ВЗГЛЯД в НПО «Сатурн», – и возобновится только после того, как Минобороны подпишет соответствующий контракт». По словам разработчиков, им необходима «финансовая и административная поддержка, чтобы создать оборудование в срок». Объемы средств в «Сатурне» уточнить отказались, сославшись на секретность информации. Не раскрыли в НПО и утвержденных сроков создания двигателя пятого поколения. Участники кооперации подчеркнули лишь, что «без поддержки Минобороны создание перспективного двигателя невозможно, и мы рассчитываем на мудрость государственной политики».
Ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев винит в приостановке реализации госпрограммы «бюрократическую волокиту». «Вероятно, это одна из причин недавней отставки главкома ВВС Владимира Михайлова», – предполагает господин Пантелеев.
Работа над двигателем пятого поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) началась в декабре 2006 года. У двигателя пятого поколения 1 кг веса двигателя создает 10 кг тяги. Температура перед турбинами должна стать стехиометрической – за 2000 градусов по Кельвину. С экономической точки зрения двигатель должен быть дешевле двигателя четвертого цикла. Кроме того, он должен иметь большую бесфорсажную тягу, потому что один из основных критериев самолета пятогого поколения – это крейсерский сверхзвуковой полет, и он должен быть неуязвим для ПВО.
Деньги на развитие производства НПО «Сатурн» могло получить и от стратегического инвестора. В конце 2006 года топ-менеджмент предприятия вел переговоры с рядом американских компаний. Позднее двигателестроением заинтересовалась АФК «Система». Концерн Владимира Евтушенкова взялся за формирование Пермского двигателестроительного центра. АФК купила «Пермские моторы». К ним инвесторы решили присоединить Уфимское моторостроительное производственное объединение и НПО «Сатурн». По неофициальной информации, заказчиком интеграции двигателестроительных активов выступил Рособоронэкспорт.
Вокруг производственного объединения началась информационная кампания. Гендиректору и крупнейшему акционеру предприятия Юрию Ласточнику пришлось убеждать инвесторов в том, что он не продал свой пакет. «НПО «Сатурн» в отношениях с государством не нуждается в неких посредниках», – говорится в сообщении компании, распространенном в феврале.
Источник газеты ВЗГЛЯД в авиастроении уверяет, что «самолет мы все-таки сделаем – с новым вооружением и двигателем». На условиях анонимности источник заявил, что средства на создание летательного аппарата будут найдены. «Программа создания самолета идет по графику», – подчеркнул он.
Возможность привлечения иностранного стратегического инвестора в капитал НПО «Сатурн» источник рассматривает с иронией: «У двигателя, скорее всего, будет очень узкое применение – для определенного сектора отечественных боевых самолетов. Значит, торговать ими будут российские компании. Инвестор, вкладывая деньги, захочет узнать, когда средства отобьются, и потребует продемонстрировать план продаж. А это невозможно, потому что информация представляет собой гостайну».
Другой источник газеты ВЗГЛЯД, знакомый с расстановкой сил в отрасли, уверен, что трудности НПО «Сатурн» не связаны с интригами вокруг двигателестроительных холдингов. «Едва ли Рособоронэкспорт пошел бы на такой шаг. Для давления на «Сатурн» перекрывать финансирование важнейшей госпрограммы нецелесообразно», – уверяет источник.