Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

29 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

3 комментария
26 марта 2007, 08:45 • Экономика

Никита Ряузов: «Человек с улицы не должен быть управляющим»

Никита Ряузов о том, куда вложить деньги

Никита Ряузов: «Человек с улицы не должен быть управляющим»

Tекст: Екатерина Геращенко

Бум на российском рынке акций закончился. Скупать ценные бумаги в надежде на 100% прибыли не стоит, уверен глава инвестиционно-банковского департамента МДМ-Банка Никита Ряузов. Профессиональные инвестиции в «голубые фишки» – это способ сохранить деньги. А самостоятельная игра на бирже – способ их потерять. Господин Ряузов рассказал газете ВЗГЛЯД о перспективах рынка акций и о том, как профессиональные инвестбанкиры распоряжаются личными деньгами.

– Господин Ряузов, что будет с российскими акциями и ПИФами в 2007 году?
- На мой взгляд, российский рынок акций по итогам года закроется в плюсе. Но плюс будет более сдержанным, чем раньше, – на уровне 10–15%. Относительно небольшой рост объясняется нестабильностью котировок на мировых площадках и достаточно высокими уровнями цен на российские акции, хотя интерес к ним, безусловно, сохраняется.

Ни один инвестор с улицы не может быть профессиональным управляющим. Биржевые спекуляции отнимают много времени, нервов и душевных сил. Лучше купить паи

– Ажиотажа вокруг российских бумаг больше нет?
- Сейчас инвесторы более насторожено относятся к акциям. Пытаются понять, как будет вести себя бумага после размещения. Говорить о спаде интереса не стоит. Просто участники рынка акций начали более внимательно смотреть на каждую сделку, чем раньше. На долговом рынке происходит то же самое. Новые имена в российской экономике по-прежнему вызывают большой интерес. Их готовы высоко оценивать. Но таких компаний немного.

– Что советуете покупать?
- Скорее всего, расти будут компании второго эшелона – самые недооцененные. Но они не обладают высокой ликвидностью, и инвесторы смогут заработать на них лишь выборочно. Если же инвестировать, просто полагаясь на рост индекса, то доходы не будут высокими. В структуре индекса РТС преобладают бумаги крупных компаний – Газпрома, а также участников металлургического и нефтяного секторов.

Что касается рынка долгового капитала, то инвесторы больше не ждут серьезного укрепления рубля. В прошлом году, когда такие ожидания были сильны, инвесторы продавали доллары, покупали рубли и вкладывали их в долговые инструменты. В этом случае доход был и от самой инвестиции, и от укрепления рубля. Практически весь прошлый год рублевая ликвидность была высокой, и ставки по межбанковским кредитам составляли порядка 1%. Сейчас ожидания существенного укрепления рубля больше нет, и ставки поднялись до 4–6%. Этот уровень может стать стандартом до конца 2007 года. Тем не менее, внутренний рынок по-прежнему достаточно ликвиден, так что в целом у эмитентов остаются возможности активно на нем присутствовать.

– Какие-то конкретные бумаги могут стать прорывом 2007 года?
- В прошлом году, на фоне укрепления рубля, такими бумагами были акции банков – Сбербанка, банка «Возрождение», Банка Москвы, Росбанка – и телекомов. Ритейл в этом году продолжит сдержанно расти. Также надо отметить энергетику, где запланирован большой объем размещений, думаю, на многих сделках инвесторы смогут хорошо заработать.

– С учетом высокой доли акций сырьевых компаний в российских индексах и снижения цен на нефть, смогут ли бумаги несырьевых компаний удержать рынок?
- Если цены на нефть будут падать, ни один из секторов не сможет выступить локомотивом и удержать индекс. Невозможно представить ситуацию, когда нефтяной или газовый сектор падают на 20%, а другие секторы настолько же вырастают. Снижение цен на энергоносители глобально повлияет на экономику.

– Каков ваш прогноз по ценам на нефть и золото?
- ОПЕК демонстрирует способность контролировать добычу, хотя многие в это не верили. Ценовой коридор на уровне 50–60 долларов за баррель или 55–65 долларов за баррель сохранится в течение года. А золото – это классический защитный актив. Цена на него не будет существенно снижаться. Ниже уровня в 620 долларов за тройскую унцию не опустится.

– Недавно Шанхайская биржа спровоцировала обвал на мировых рынках. Упала в том числе стоимость российских бумаг. Не боитесь кризиса?
- Сейчас многие биржевые индексы находятся очень близко к историческим максимумам. Это заставляет инвесторов нервничать. В такой ситуации поводом для коррекции вниз может стать все что угодно – например комментарии относительно возможного изменения темпов экономического роста в Китае или опасения по поводу уровня просроченных долгов по ипотеке в США. Для инвесторов, которые находятся в плюсе, это просто лишний повод зафиксировать прибыль.

Сейчас рынку предстоит определиться – ставить новые горизонты или остановиться на достигнутом. Поэтому рынок будет волатильным. Период резких колебаний, вероятно, продлится до середины года. Пока нет общего тренда. Возможно, позже появятся новости, которые дадут рынку толчок для роста. Думаю, что нам еще предстоит увидеть движение котировок как вверх, так и вниз.

– Инвесторы много потеряли?
- Иностранные инвесторы едва ли потеряли много. Не думаю, что кто-то из них активно фиксировал позиции. Заметные потери могли понести инвесторы, которые берут кредиты под обеспечение покупаемых акций, так называемое плечо.

– Имеет смысл сейчас вкладывать деньги в акции? Или лучше подождать еще более глубокого провала?

Думаю, что можно покупать, потому что цены достаточно низкие. С точки зрения долгосрочного тренда, если сравнивать рынок акций и депозиты, акции принесут больший доход. Но по моему личному ощущению, в целом, думаю, цифры доходности будут сопоставимы.

– Разрекламированные бумаги государственных компаний – Газпрома, Роснефти и Сбербанка – гарантируют доход?
-

Эти бумаги не будут сильно расти или падать. Плюс по отношению к итогам размещения не превысит 10%. На рынок вывели большое количество бумаг. Те, кто хотел их купить, – уже купили. Неудовлетворенного спроса на акции госкомпаний, который толкал бы бумаги вверх, я не вижу. Это бумаги для сохранения денег.

– Государство надувает капитализацию своих «фишек»?
- Я думаю, что иногда котировки могут поддерживаться. Но это нормально. Ничего негативного в такой практике нет. Компаниям не нужен ажиотаж и сильная волатильность, наверняка они договариваются с маркетмейкерами, чтобы они держали котировки, создавали ликвидность.

Успешными будут большинство размещений энергетических компаний. Перспективы банков пока под вопросом
Успешными будут большинство размещений энергетических компаний. Перспективы банков пока под вопросом

– Обоснована ли уверенность финансовых властей в успехе размещения Сбербанка?
- Повод для беспокойства у организаторов размещения Сбербанка будет, если рыночная цена бумаг упадет ниже объявленной цены размещения и инвесторы начнут отказываться от заявок. Сбербанку повезло в том, что его менеджмент добился права размещать бумаги первым. Эта сделка собирает значительную ликвидность. Тем, кто идет на биржу за ним, придется тяжело. Свободные деньги в достаточном количестве, думаю, появятся на рынке к осени.

– Какое размещение в 2007 году обещает стать самым успешным? Какое IPO, наоборот, вызывает у вас сомнения?
- Успешными будут большинство размещений энергетических компаний. Перспективы банков пока под вопросом. Многие уже купили акции Сбербанка, и с точки зрения диверсификации портфелей банковские акции стали менее интересными.

Сомнения связаны со всеми сделками, в рамках которых собственники хотят слишком многого. Психологически людям хочется, чтобы их компанию оценили по максимуму, хотя когда котировки их компании снижается – это плохо для отношений с инвесторами в долгосрочной перспективе. В целом считаю, что максимальных оценок российские компании получать не будут, потому что общее отношение инвесторов к сделкам из России будет сдержанным, слишком много акций после IPO торгуются в «минусе».

– Кто доминирует на российском инвестиционном рынке – иностранцы или российские инвестбанки?
- По объему собираемых комиссий, думаю, доминируют западные банки. Российские банки обслуживают большее количество сделок. По простым, общеизвестным продуктам, вроде выпуска еврооблигаций, конкуренция между банками очень высока, и мы сталкиваемся с достаточно серьезным демпингом.

– Почему российские компании, планирующие IPO, обращаются в основном к иностранным консультантам?
- История с IPO в России тяжелая. Большинство размещений снизили котировки бумаг, из-за этого аппетит инвесторов в случае с каждой новой сделкой снижается. Если два года назад слово «российское» для инвесторов автоматически значило «покупать», то сейчас, наоборот, ощущение противоположное. Российские компании думают, что привлечение к подготовке IPO известного западного банка позволит внушить инвесторам, что готовится качественная, успешная сделка. Однако, на мой взгляд, большинству компаний без российского банка не обойтись, в сделке должен быть участник, который может подготовить компанию, понимая российскую реальность.

– В России хватает квалифицированных кадров для инвестиционного бизнеса? Часто хороших специалистов перекупают западные компании?
- От нас за то время, пока я работаю в МДМ, никто не ушел в западный банк. Работа в западном банке имеет свои плюсы и минусы. Минусы – меньшая свобода творчества, меньше ощущения собственной значимости в рамках организации. В нашем коллективе почти все специалисты видят результат своей работы. В рамках западного банка ты часть глобальной машины. От тебя на протяжении сделки мало что зависит. У нас ты понимаешь систему. Понимаешь, как принимаются решения. В западном банке все менее прозрачно и нет ощущения, что эту сделку провел именно ты. А ведь это очень важно – когда говоришь с клиентом, отвечаешь за слова, видишь результат того, что ты делаешь, когда размер премий и бонусов зависит только от тебя. Конечно, западные банки набирают команды. Есть примеры перехода людей. Но я бы не назвал это серьезной тенденцией. Скорее, это двусторонний процесс.

– Профессиональные инвесторы самостоятельно управляют личными деньгами?
- Я инвестирую относительно небольшую часть своих сбережений в фонды акций. Считаю, что ежедневно самостоятельно отслеживать котировки бумаг для меня будет неправильно – это может занять определенное количество рабочего времени и места в голове.

– Люди получили возможность самостоятельно торговать на бирже. Разве на этом нельзя заработать?
- У населения появляются свободные деньги. Допустим, человек купил машину, квартиру, подумывает об инвестициях. Но я бы рекомендовал вкладывать их в фонды. Потому что ни один инвестор с улицы не может быть профессиональным управляющим. Биржевые спекуляции отнимают много времени, нервов и душевных сил. Лучше купить паи, заняться коллективными инвестициями. Самый крайний пример – инвестиции на валютный рынок, динамику которого очень сложно предугадать. У многих на рынке есть определенные инвестиции, чтобы быть «в тонусе» и знать, где рынок, что случилось с котировками за день. Но деньги, вложенные в такой философии, – это те деньги, которые не жалко потерять.

..............