Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
19 декабря 2007, 18:11 • Экономика

Вячеслав Муругов: «СТС привык рисковать»

Вячеслав Муругов: «СТС привык рисковать»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Жогова

Исполнительный продюсер СТС Вячеслав Муругов уверен, что жанр фэнтези в ближайшее время совершит прорыв на телеэкранах, а российские телеканалы уже готовы платить за качественный телеконтент. Главный продюсер СТС рассказал газете ВЗГЛЯД о новых хитах на телевидении, экранизациях классики и ближайших планах канала. По его словам, сейчас на рынке обостряется борьба за кадры, менеджмент и свежие идеи.

– По мнению совладельца «Амедиа» Александра Акопова, российский рынок телеконтента в этом году демонстрировал отсутствие активного роста, оставшись примерно на уровне в 1,5 млрд долларов. На ваш взгляд, как рынок изменился за год?

Впереди окажутся те, у кого будут новые идеи и творческий потенциал для их воплощения


– Количество телеканалов устоялось, но некорректно говорить, что рынок остановился. Рынок будет развиваться за счет новых путей доставки контента конечному потребителю: Интернет, кабельное ТВ. Будут видоизменяться принципы построения эфирной сетки каналов. Соответственно, вырастет количество производимой продукции. В дальнейшем будут появляться новые телеканалы (в этом году, например, Пятый канал), формироваться или структурно меняться холдинги. Будут и новые производители (например, «Киноконстанта»).

На мой взгляд, рынок развивается. Даже за прошедший год мы видели события со знаком плюс на рынке – сериальные проекты, в производство которых вложено много творческих сил и финансов. Появляются сериалы, которые иной раз по качеству и по стоимости производства эпизодов не уступают полному метру. Это говорит о том, что телевизионные проекты становятся высокотехнологичными и, соответственно, дорогостоящими – и зритель моментально реагирует, оставаясь у экрана.

– Телеканалы уже готовы платить за качество?
– Бюджет серии у таких сериалов, как «Ликвидация» (телеканал «Россия»), приближается к 600 тыс. долларов. По моим оценкам, стоимость серии обойдется телеканалу под миллион. Понятно, что продюсеры рассчитывают его окупить. Российскому зрителю, особенно продвинутой молодежи, уже приелись однотипные программы. По аудитории видно: появляется элемент разочарования в телевидении в целом.

Такие сериалы, как «Ликвидация» или «Кадетство», привлекают зрителей к экранам, становятся событийными проектами. Качество не только стоимостью производства определяется. Сейчас на рынке идет борьба за кадры, менеджмент и свежие идеи. Есть компании, производящие большое количество сериалов, но переживающие сегодня кризис. Впереди окажутся те, у кого будут новые идеи и творческий потенциал для их воплощения.

Также что касается этого года, я бы добавил, что существует очевидный застой в плане идей. Когда мы в Лос-Анджелесе и Каннах на кинорынках отсматриваем материалы, то видим, что Голливуд также находится в поиске. В этом смысле я как продюсер канала могу сказать, что нам интересно самим влиять на рынок, на ситуацию с производственными компаниями, генерировать идеи внутри канала. Мы хотим купить 1–3 компании и на этой базе создать продюсерский центр, с тем чтобы уверенно себя чувствовать. В России на сегодняшний день роль мейджоров выполняют сами телеканалы.

– Как меняется построение телевизионной сетки?
– Как показал пример телеканала «Россия», нельзя расслабляться, нужно постоянно что-то придумывать, следить за изменениями зрительских предпочтений. Если что-то работало в прошлом году, не факт, что это пойдет сейчас.

Мы стараемся выстроить сетку так, чтобы в прайме шли два сериала – в 20.00 и 21.00. Также мы выстроили в 7 часов линейку ситкомов.

В предпрайме идет оригинальный ситком, то есть нами же разработанный продукт. Возможны комбинации вертикального и горизонтального программирования. Разрабатываем разные игры и викторины выходного дня. Придерживаемся ироничного остроумного взгляда на жизнь, который делает юмор живым, проекционным. Это и «Слава богу, ты пришел!», «Хорошие шутки» и «Очень русское ТВ» с Вадиком Галыгиным.

– Будете ли вы продолжать конкурировать с другими каналами в больших телепроектах по типу «СТС зажигает суперзвезду» или «Ледниковый период»?

Мы попробовали – и сделали для себя определенные выводы. Для нас абсолютно прозрачно и понятно, что конкурировать в занятом сегменте мы не хотим. Скорее надо занимать свою нишу, укреплять и расширять ее, оставаясь в рамках своего бренда. Поэтому, если такое шоу состоится, то обязательно в основе будет оригинальная идея, даже противоход, что-то ироничное (это продемонстрировало, например, НТВ с шоу «Ты – суперстар!»).

«СТС зажигает суперзвезду» получилось качественно и хорошо, но при этом не настолько оригинально, как хотелось бы. Оно попало одновременно с «Фабрикой звезд», и «внутренние радости», которые отличали одно шоу от другого, были заметны скорее профессионалам, нежели простому зрителю.

Идея должна быть яркой. В этом смысле мы делаем на Новый год шоу «Призрак мыльной оперы». Это концерт, в котором будут петь все – артисты, персонажи из самых популярных сериалов, при этом исполнение песен будет сопровождаться скетчами, будут новые аранжировки. «Призраком оперы», наверное, будет Вадик Галыгин. Мы хотим оставаться самими собой и быть при этом особенными. Соревнования с Первым каналом, «Россией» и отчасти НТВ – не самоцель, надо идти своей дорогой.

– Какие новые жанры и форматы могут появиться на телевидении в ближайшее время?
–Я в свое время слышал фразу, что такого жанра, как ситком, на телевидении нет. Такое мнение бытовало долгое время, пока не появились успешные проекты.

Если мы посмотрим на американское или европейское ТВ, там очень много сериалов на мистическую, фантастическую тему. У нас аналогов нет, если что-то идет, то в оригинале. Например, «Тайны Смоллвиля» отлично воспринимаются нашей аудиторией, и я предвижу, что и эта ниша вскоре будет заполнена. В России огромное количество любителей фантастики и приключений. Появится фэнтези, science fiction, хотя раньше это не приживалось.

Сейчас мы готовим проект комедийного фэнтези, я думаю, он должен выйти в сентябре-октябре
Сейчас мы готовим проект комедийного фэнтези, я думаю, он должен выйти в сентябре-октябре

– Потому что такие жанры дороже снимать?
– Это не более дорого, а более рискованно. Совершенно понятен набор типичного мыла про любовь. Продюсеры, видимо, боятся рисковать, но идея всё равно постепенно проявляется. СТС привык рисковать, и сейчас мы готовим проект комедийного фэнтези, я думаю, он должен выйти в сентябре-октябре.

– Хит невозможно предсказать, но вы можете прогнозировать с определенной долей уверенности, что сериал «пойдет»? Вы уже делаете пилотные проекты, которые проверяются на фокус-группе перед стартом?
– С «Папиными дочками» так и было. Мы решили идти поэтапно. Пилот прошел фокус-группу, и по итогам мы кое-что поменяли, сменили одну из актрис. До конца мы, конечно, не были уверены, потому что зритель непредсказуем, но, по нашим ощущениям, мы были близки к тому, что всё получится.

– «СТС Media»публичная компания, от которой инвесторы ждут прибылей. Насколько велика возможность экспериментировать, ставить рискованные проекты?
Каждый наш риск совершенно оправдан. Лучшая импровизация – подготовленная импровизация. Вероятность риска настолько велика, насколько он остается после того, как мы всё сделали правильно. Есть моменты, которые невозможно учесть, их видно потом по факту. Риск отражается только на определенном тайм-слоте. Сейчас хорошо работает 7 и 8 часов, поэтому в 9 мы уже можем ставить такой проект.

Мы стараемся выстроить сетку так, чтобы исключить риск, и поэтому делаем, к примеру, 20 проектов, из которых несколько выстреливает, это нормально. При этом каждый год рождаем по хиту – сейчас это «Кадетство» и «Папины дочки».

– Среди наиболее успешных российских сериалов два ваших проекта – «Солдаты» и «Кадетство» – связаны с военной тематикой. Таковы предпочтения российского зрителя?
– Российский зритель хочет видеть про свои проблемы, где бы то ни было. Хоть про Луну, но с моделированием понятных и близких зрителю проблем.

В «Кадетстве», кроме формы, из армейского ничего нет. Задача была не воссоздать тот мир, в котором я когда-то сам учился, а показать поколение. Суворовское училище – это место, куда приходят самые разные люди, по социальному положению, по физическому и умственному развитию. Училище всех выравнивает, дальше ты можешь полагаться лишь на свои силы. Плюс, конечно, тема патриотизма, причем не армейского.

Что касается «Солдат», то есть две вещи, которые всегда волновали советского человека – тюрьма и армия, и сколько про это ни делали проектов, если это талантливо, то будет жить. Армия вообще в принципе – это плоть от плоти русского народа, когда-то цари были в погонах, а молодой человек, не прошедший школу армии, считался недоразвитым. Очень большому пласту населения эта тема близка.

– Может ли на СТС появиться экранизация классики?
– Да: например, «Дубровский» Пушкина. Может появиться новое прочтение на основе этой истории. Сейчас мы думаем о таком сериале – это как раз приключения, что-то в стилистике «Гардемаринов» или Александра Дюма. Это всё, что связано с библиотекой фантастики и приключений. Сейчас мы также готовимся к съемкам двухсерийного фильма по «Ходже Насреддину».

Можно войти и в тему римейков хорошего советского кино – вспомнить «Бронзовую птицу», «Кортик», «Гостью из будущего», всё это может у нас работать. Мы, в принципе, давно этой темой занимаемся, но хорошую литературу сложно экранизировать. Если мастерски написано, не факт, что это хорошо будет смотреться на экране, особенно если речь идет о юморе. Может быть блестяще написано, смешно до слез, здорово, а начинаешь снимать – не получается. И уже с опытом начинаешь понимать, как юмор сработает на экране, читаешь сценарий и сразу представляешь реакцию телезрителя.

– Вы сейчас начали возрождать тему научно-популярных передач.
– Да, мы хотим ее и дальше развивать и не боимся определения «научпоп». Мы же помним советскую передачу «Хочу всё знать», замечательная была вещь и несправедливо в свое время забытая. В этом есть большой ресурс, просто важно, как подать, с пониманием сегодняшнего поколения. На других каналах есть серьезные глубокие работы, у нас они звучат в непринужденной ироничной манере.

– Какие у СТС дальнейшие планы? – Мы снимаем сейчас несколько сериалов на разные темы: про пятерых девчонок под названием «Ранетки», «Я лечу» на медицинскую тему. Также со всей командой «Кадетства» мы делаем большой провокационный проект. Сюжет таков: типичный известный мужской журнал, мужской коллектив, главный герой – парень из журнала, этакий мачо, не привыкший запоминать девушек, с которыми провел ночь.

Одна из обиженных им девушек обратилась к помощи колдовства, и наш мачо как-то утром проснулся женщиной. Фишка в том, что назад он не вернется, и ему нужно привыкать к новым ощущениям и работать дальше в этом журнале, притворяясь кузиной самого себя. Помимо всех смешных ситуаций, для нас важно, что устанавливается диалог со зрителем на тему, как лучше понимать взаимоотношения мужчин и женщин.

На лето запланированы съемки яркого молодежного сериала в стилистике комедийного боевика а-ля «Такси». Также будет комедийное фэнтези, то, о чем я говорил ранее. И если всё сделаем правильно, я уверен, что это будет прорывом, поскольку придумана технология, которой у нас на телевидении еще не было.

..............