Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».
3 комментарияФинны продали российский банк
Итальянцы получили 75% акций крупного банка России
Финский банк Nordea продает 23,42% акций Московского международного банка, входящего в десятку крупнейших банков России, итальянской банковской группе UniCredit. За счет этого UniCredit получает возможность довести свою долю на российском банковском рынке до 10%, а Nordea – самостоятельность. Аналитики очень позитивно оценивают эту сделку.
За 395 млн. долларов Nordea продает 23,42% акций Московского международного банка (ММБ) группе UniCredit, которой через германский банк Hypovereinsbank уже принадлежат 53% акций ММБ, сообщает Dow Jones.
Препятствие для развития
UniCredit планирует путем выкупа инвестиционной компании «Атон» и покупки дополнительного пакета акций ММБ увеличить свою долю на российском рынке до 10%
Международный московский банк (ММБ) по итогам I квартала 2006 года занимал 9 место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100», подготовленном «Интерфакс-ЦЭА». Nordea хотел выкупить контрольный пакет акций ММБ, однако ему, видимо, не удалоcь договориться об этом с остальными акционерами, и он решил выйти из капитала банка. Кроме Nordea акционерами ММБ были Hypovereinsbank (53%), ВТБ (20%) и ЕБРР (5%).
Согласно отчетности банка по МСФО за 2005 год, ВТБ получил 19,8% акций ММБ, из которых 15,9% являются голосующими. Этот пакет ВТБ оценил в 146 млн. долларов по состоянию на 31 декабря 2005 года. Ранее Костин заявлял, чтоб ВТБ придерживается стратегии выхода из миноритарных пакетов в других банках. Уставный капитал ММБ равен 5,1 млрд. рублей.
Немецкий банк Hypovereinsbank принадлежит сейчас итальянской UniCredit, которая после слияния с ним стала одним из ведущих игроков на банковском рынке Восточной Европы.
Сейчас доля итальянской компании на российском рынке финансовых услуг составляет порядка 2%. В мае итальянское информационное агентство Ansa со ссылкой на Эриха Хампеля – гендиректора Bank Austria и члена совета директоров UniCredit, курирующего развивающиеся рынки, сообщило, что UniCredit планирует путем выкупа инвестиционной компании «Атон» и покупки дополнительного пакета акций ММБ увеличить свою долю на российском рынке до 10%.
«Атон» был оценен в 300 миллионов евро. Однако представители «Атона» не подтвердили факт переговоров. До этого UniCredit планировал приобретение одного из крупнейших в РФ банков – Росбанка, но сделка не состоялась. Но одно из намерений UniCredit все же удалось осуществить. Теперь его доля в ММБ составляет 76,42%.
Между тем еще в конце мая президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин заявлял, что ВТБ не получал конкретных предложений от других акционеров ММБ о продаже либо покупке пакета. Вместе с тем он отметил, что банк «заинтересован эту задачу решить, так как это большие деньги». Вместе с тем он отметил, что пока не понимает «позицию других акционеров».
«Участие в ММБ препятствует развитию собственной деятельности Nordea на российском рынке, – пояснил руководитель финского финансового концерна Nordea Ларс Нордстерм. – Nordea вполне доволен участием в ММБ, однако намерен развивать собственную деятельность через принадлежащий ему банк».
Именно поэтому одновременно с продажей доли в ММБ Nordea планирует до конца текущего года осуществить покупку российского банка для расширения своей деятельности в России и в настоящее время ведет поиск такого подходящего банка.
Крупные связи
Участие в ММБ препятствует развитию собственной деятельности Nordea на российском рынке |
Если ранее Nordea специализировался на обслуживании корпоративных клиентов в России, то теперь он планирует приобрести российский банк, ориентированный на розницу, с 30 – 40 филиалами в Москве или Санкт-Петербурге.
В настоящее время Nordea – крупнейшая банковская группа Скандинавии и Прибалтики. Примерно 70% выручки ей приносят розничные услуги и 30% – обслуживание корпоративных клиентов. Активы группы составляют порядка 321 млрд. евро, рыночная капитализация – около 28 млрд. евро. Количество клиентов достигает 11 млн. человек, число отделений – 1,1 тыс.
Одним из основных секторов развития нового банка должен стать IT-, интернет-банкинг и рынок кредитных карточек, сообщил газете ВЗГЛЯД руководитель департамента инвестиций банка Nordea Торе Бортон. По мнению независимых аналитиков, это очень правильное решение.
«Этот рынок сейчас очень перспективен, – рассказала газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора по развитию и стратегическому планированию группы Energy Consulting Светлана Иванова. – В частности, интернет-банкингом пользуются клиенты только с очень высокими доходами. Например, 50% доходов одному из значимых на прибалтийском банковском рынке банку Hansa приносит именно интернет-банкинг. При этом приобретать крупный банк или долю в нем не имеет смысла, так как средние банки в большинстве случаев более прозрачны».
С ней согласен и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. По его мнению, средние и мелкие банки гораздо меньше связаны с интересами крупных клиентов, за счет этого и достигается прозрачность финансовых показателей.
- Французы сорвали Росбанк
- Итальянцы займутся ипотекой в России
- Raiffeisen продается «Альфе»
- Олигарх продал банк австрийцам
- Импэксбанк сдался немцам
- 105 млн. долларов за DeltaCredit
«В то же время, купив маленький банк, очень легко его переориентировать, – сообщил газете ВЗГЛЯД Олег Солнцев. – Учитывая, что рынок интернет- и IT-банкинга и кредитных карт сейчас еще довольно узок в России, хотя в Европе он занимает очень весомую долю в общем объеме банковского рынка. Видимо, обратив внимание на то, что этот сегмент рынка стал расти последнее время в России очень значимыми темпами, Nordea решил стать одним из первых в этом сегменте. Учитывая его возможности, он может составить очень весомую конкуренцию российским банкам».
«А при условии владения 100% акций (или близкой к этому доли) Nordea сможет весьма энергично и последовательно осуществлять свою стратегию по завоеванию этого рынка», – подытожила Светлана Иванова.