Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияПутин забрал иранскую нефть
Путин забрал иранскую нефть у Буша
Пока решается вопрос о перспективах российско-иранского сотрудничества в ядерной сфере Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад договорились о создании СП в нефтегазовой отрасли. По словам Путина, российские компании готовы к сотрудничеству с Ираном. Аналитики считают экономическую целесообразность проекта спорной.
«Наши компании ведут переговоры об объединении усилий в нефтегазовой сфере, в том числе и в направлении создания совместного предприятия», – заявил Путин на встрече с Махмудом Ахмадинежадом. – Мы поддержим эти инициативы наших иранских партнеров». Президент Ирана готов к расширению экономического сотрудничества с Россией. «Что касается энергетики, если мы будем эффективно сотрудничать, мы можем получить гораздо большие результаты, например в газовой сфере», – отметил Махмуд Ахмадинежад. – Мы можем тесно сотрудничать как с точки зрения определения цены на газ, так и с точки зрения определения основных потоков транспортировки».
Контроль над ценами
Нефтяные запасы Ирана также весьма велики. В 2005 году в стране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти
Лидеры двух стран не раскрывают деталей переговоров по созданию нефтегазового СП. Но аналитики предполагают, что сотрудничество России и Ирана может быть перспективным в области транспортировки газа. «У Ирана проблема с газопроводами, Россия может помочь в этом вопросе, – сказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик ИК «Баррель» Андрей Зорин. – У Ирана очень большие запасы газа, а у России – возможности его доставки».
Иран владеет 16% мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. К 2010 году планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. Для увеличения поставок может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT: IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для экспорта газа в Армению и Азербайджан, а также IGAT-2 мощностью 27 млрд. кубометров в год, строительство которого не было завершено из-за исламской революции 1979 в Иране.
Оба газопровода требуют реконструкции, при этом их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в Европу. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.
Нефтяные запасы Ирана также весьма велики. В 2005 году в стране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10% от мировых запасов). В 2005 году Иран добывал 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортировал около 2,7 млн. баррелей. В 2005 году Иран являлся четвертым крупнейшим экспортером нефти в мире.
Иранская конституция запрещает продажу иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведет государственная Иранская национальная нефтяная компания. Но с конца 1990-х годов в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы: французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания, которые по «компенсационным контрактам» получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль иранской госкомпании.
С помощью российских компаний Иран может развивать газопровод Иран – Армения, предполагает Андрей Зорин. «У России своего газа хватает, поэтому речь может идти о реэкспорте в Европу. Россию не очень охотно пускают на европейские рынки. Зато у страны есть возможность найти взаимодействие с Ираном в вопросах установления достаточно высоких цен на газ. Ведь сейчас конечный потребитель в Европе получает газ в пять раз дороже, чем продает Газпром», – считает эксперт.
Америка будет против
Экономическое сотрудничество России и Ирана может вызвать критику Москвы со стороны Белового дома (фото ИТАР-ТАСС) |
Экономическое сотрудничество России и Ирана может вызвать критику Москвы со стороны Белового дома. Администрация президента США Джорджа Буша не идет на компромисс с Мухмудом Ахмадинежадом. Америка настаивает на прекращении реализации ядерной программы Ирана. По неофициальной информации Белый дом рассматривает возможность перевода конфликта с режимом Ахмадинежада в военную плоскость.
Российские аналитики считают, что Владимир Путин не напрасно идет на обострение отношений с США.
Но работа в Иране для российских компаний будет связана с определенными рисками. «Надо отдать должное политике президента Путина. У России есть свои интересы, и их надо защищать. С этой точки зрения полезно играть на противоречиях Запада и Ирана», – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев.
«Иранские газовые месторождения находятся на стадии разработки, и в интересах России принять участие в иранских газовых проектах. Разговоры американцев о правах человека и ядерной программе лишь предлог для того, чтобы в случае войны завладеть нефтью и газом этой страны. Поэтому российская экспансия – необходимое дело. Конечно, США будут недовольны. Возможно, как и в случае с ядерной программой Ирана, в адрес России будут высказаны упреки», – полагает Андрей Зорин.
По мнению экспертов, реализовывать российскую внешнюю политику на Ближнем Востоке могут не только государственные компании, но и крупные частные концерны.
- Иран не согласился
- Первый светский президент
- ШОС набирает политический вес
- Америка опасается ШОС
- Итоги недели: Путин ответил всем
«Однако многие компании – в первую очередь Газпром, ЛУКОЙЛ, а возможно, и Роснефть – заинтересованы в таком сотрудничестве», – говорит Зорин. «Если будет принято политическое решение, то, конечно, компанией, которая начнет сотрудничество с Ираном, будет Газпром. Если нефтяная отрасль – то возможно Роснефть. В свое время Татнефть делала попытки проникновения в Иран, но их можно понять – у них бедная ресурсная база», – считает господин Разуваев.
Решение расширить взаимодействие с Ираном в нефтегазовой сфере продиктовано политическими соображениями, уверены аналитики.
«С точки зрения бизнеса иранский президент такой партнер, которого лучше не иметь, – высоки репутационные риски. Сейчас существует высокая вероятность начала войны против Ирана. В случае победы США новые власти отменят контракты, заключенные правительством Ахмадинежада», – беспокоится Александр Разуваев.