Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияСуд защитил нефтепровод
Верховный суд РФ защитил самый длинный нефтепровод
Верховный суд в четверг признал законным постановление правительства о проектировании и строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и отказал в удовлетворении жалобы ряда организаций и граждан, требовавших признать постановление незаконным. Истцы намерены обжаловать решение суда, а «Гринпис» обещал судиться с Ростехнадзором, утвердившим технико-экономическое обоснование нефтепровода.
«В удовлетворении жалобы отказать», – сказал судья, оглашая решение, подчеркнув, что в течение 10 десяти дней решение может быть обжаловано в кассационной коллегии Верховного суда.
Территория леопардов
В своей жалобе организации и граждане указывали на то, что распоряжение правительства нарушает их конституционные права
Представитель «Гринписа» Михаил Крейндлин сообщил газете ВЗГЛЯД, что «формально «Гринпис» не участвует в процессе, однако оказывает ему всяческую поддержку». «В данном случае жалобу подали институт «Экоюрис», дальневосточная организация «Экодаль» и около 10 граждан – жителей Дальнего Востока, – отметил Крейндлин. – Мы не оказывали юридической и финансовой помощи этим организациям и гражданам, нас они об этом не просили».
Напомним, 31 декабря 2004 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть». На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная.
В своей жалобе организации и граждане указывали на то, что распоряжение правительства нарушает их конституционные права, в том числе право на участие в принятии экологически значимых решений, право на благоприятную окружающую среду, а также право на участие в обсуждении проекта такого рода.
«При строительстве нефтепровода будет производиться вырубка лесов, по которым должен пройти нефтепровод, – заявила в зале суда председатель совета Дальневосточной межрегиональной экологической организации Ирина Богдан. – Мы считаем необходимым проведение государственной экологической экспертизы данного распоряжения».
Кроме того, она подчеркнула, что нефтепровод должен пройти по территории заказника, где находятся 30 особей леопардов, занесенных в Красную книгу, передает «Интерфакс».
В свою очередь ответчики по иску в лице Минпромэнерго, Ростехнадзора, Минтранса и Минприроды заявили в суде, что распоряжение основано на законе, а права заявителей по данному делу не были нарушены. После издания распоряжения у заявителей была возможность полностью реализовать свои права, тем более что решение о строительстве объекта еще не принято.
«К тому же данное распоряжение не нуждается в самостоятельной государственной экологической экспертизе», – заявила ранее в суде представитель Минприроды Елена Астахова. Представитель «Гринписа» Крейндлин, присутствовавший на суде, сказал газете ВЗГЛЯД, что, по его мнению, аргументы чиновников были крайне неубедительны, а решение суда не было беспристрастным. Он заявил, что по получении решения Верховного суда оно будет обжаловано.
Иск «Гринписа»
Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский (фото: ИТАР-ТАСС) |
«Гринпис» не против самой идеи строительства нефтепровода в Азию, но считает, что маршрут ВСТО, который согласно проекту проходит в 800 м от берега Байкала, будет создавать угрозу экологии озера, пояснил Крейндлин.
«Существует альтернативный проект Сибирского отделения РАН, согласно которому нефтепровод проходил бы в долине Лены, в районе Бодайбо, а конечной точкой была бы одна из бухт в районе Находки, – рассказал эколог. – Однако Транснефть возражает, заявляя, что в таком случае нефтепровод будет длиннее, а следовательно и дороже».
«Действительно, в таком случае нефтепровод будет на 1000 км длиннее, но при этом он сможет быть в непосредственной близости от восточносибирских месторождений, – отмечает эксперт. – Ведь только с помощью восточносибирской нефти можно обеспечить наполняемость нефтепровода. Сейчас об этом предпочитают не говорить, но при существующем проекте придется строить 600 км ответвлений, чтобы обеспечить доступ в трубопровод этой нефти», – говорит Крейндлин.
Однако у государства другое мнение. Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский 6 марта своим приказом утвердил положительное заключение экспертной комиссии по государственной экологической экспертизе технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепровода ВСТО. В четверг стало известно, что Главгосэкспертиза Росстроя планирует до конца марта завершить подготовку заключения по технико-экономическому обоснованию первого этапа нефтепровода ВСТО.
Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев заявил «Интерфаксу», что, как только будет получено заключение Главгосэкспертизы РФ, Транснефть начнет определять этапы строительства системы, искать подрядчиков, а также определять количество привлекаемых денежных средств, необходимых на конкретном этапе.
Григорьев отметил, что, в случае если Главгосэкспертиза не утвердит бухту Перевозная в качестве конечного пункта нефтепровода, Транснефть будет искать новый пункт. «Но его несложно найти, поскольку мы выбирали из 10 вариантов», – подчеркнул он.
- «Ядовитый» авианосец
- Экологические достижения
- Водород вместо нефти
- Тайные друзья природы
- Паспорт вредности
- «Антикиотский» протокол
Экспертная комиссия в конце января подписала отрицательное заключение по экологической экспертизе технико-экономического обоснования первого этапа ВСТО. Однако Ростехнадзор продлил срок работы экспертной комиссии на 30 дней и ввел в ее состав дополнительных экспертов.
По словам эксперта комиссии Геннадия Чегасова, после подготовки новой комиссией заключения экологической экспертизы более 1/3 экспертов снова высказались за отрицательное заключение, в связи с этим комиссия была сокращена на 4 человека из числа тех, которые высказались за отрицательное заключение. Таким образом, против строительства нефтепровода проголосовали 27 человек, за – 58.
Для того чтобы заключение стало положительным, нужны «одобрительные подписи» не менее 2/3 экспертов от списочного состава. На основе этих фактов против Ростехнадзора будет в ближайшее время подан иск – на этот раз непосредственно «Гринписом», сообщил Крейндлин газете ВЗГЛЯД.