Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияТелефон с большими ушами
Правительство утвердило «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность». Подписанный в среду документ предоставляет спецлужбам право на круглосуточный доступ к базам данных всех операторов связи в режиме реального времени. Кроме того, операторов обязали собирать сведения о всех сотрудниках своих корпоративных клиентов. Новые правила вступают в силу с 1 января 2006 года.
«Сейчас, например, можно приобрести на каждом развале базы данных ГАИ, МГТС, но сотовые операторы в этом смысле исключение. Базу МТС можно купить только за 2002 год, а билайновская база никогда не была доступна на черном рынке», - сообщил газете ВЗГЛЯД аналитик компании «ФИНАМ» Иван Кабулаев.
В режиме реального времени
Офицер спецслужб будет выходить в специальную защищенную сеть и, введя логин и пароль без всякого уведомления оператора входить в его базы данных
Еще в конце 1990-х годов была введена система СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий). Система требовала от компаний, предоставляющих услуги связи, предоставлять следующую информацию о клиентах: кто кому звонил, паспортные данные абонентов, а в отдельных случаях - и содержание переписки. Прослушивание переговоров осуществляется только по решению суда.
Из-за введения СОРМа в прессе был шум, правозащитники говорили о том, что такое вмешательство в частную жизнь со стороны государства необоснованно. Однако тогда еще не было крупных терактов в России и 11 сентября в США. Технически это осуществлялось примерно так: компания за свой счет оборудовала у себя рабочее место для офицера спецслужб, который получал техническую возможность для доступа к передаваемым сигналам. Информация из базы данных могла также быть предоставлена органам по специальному запросу на каждого абонента.
Как отметил Кабулаев, главное изменение с 1 января 2006 года - предоставление доступа к базе данных круглосуточно в режиме он-лайн. «Оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи. Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных», - говорится в тексте Правил.
Можно предположить, говорит аналитик, что офицер спецслужб будет выходить в специальную защищенную сеть и, введя логин и пароль без всякого уведомления оператора входить в его базы данных. По мнению Кабулаева, такое положение дел может привести к тому, что базы данных сотовых операторов окажутся на черном рынке, как уже случилось осенью 2002 года после того, как база данных МТС оказалась в руках спецслужб в результате расследования теракта на Дубровке.
«Сейчас операторы завалены запросами со стороны спецслужб, когда правила вступят в силу, их жизнь облегчится. По новым правилам нужен один запрос на все сведения об абонентах. Однако можно предположить, что спецслужбы будут гораздо активнее пользоваться возможностью собирать такого рода информацию», - отметил газете ВЗГЛЯД аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Их имена не канут в безвестность
Корпоративных клиентов обяжут предоставлять данные о сотрудниках компании (фото GettyImages) |
Второе важное нововведение правил – корпоративные клиенты должны предоставлять связистам информацию не только о юрлице, но и физлицах, сотрудниках компаний, которые пользуются этой самой связью. То есть паспортные данные. В случае с сотовыми операторами это понять можно, но требование распространяется и на стационарную связь.
«Непонятно, как это будет осуществляться на практике. А если телефон стоит на рисепшене, а если им воспользовались не сотрудники компании, а просто посторонние посетители, клиенты? Как отследить тех, кто пользуется телефонами, как наказать за невыполнение требований правил?» - удивляется Кабулаев.
Муртазин полагает, что вряд ли операторы связи будут нести имиджевые потери в связи с требованием раскрытия информации о каждом сотруднике компании-клиента, который будет пользоваться связью. «Все привыкли к подобным действиям государства», - говорит он. С этим согласен и Кабулаев, отмечая, что операторы, несмотря на то что никаких санкций за нарушение правил не предусмотрено, не будут оспаривать новые правила - никому не хочется лишиться лицензии. Эксперты уверены, что финансовых потерь операторы нести не буду, просто прибавится бумажной работы.
Муртазин указывает и еще на одно нововведение. С нового года компании должны согласовывать с ФСБ подключение нового оборудования. «При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана мероприятий по внедрению технических средств, разрабатываемого ФСБ совместно с оператором», - отмечается в Правилах.