Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
9 августа 2005, 21:17 • Экономика

Почкование горилки

Алкогольные почки стали предметом судебного спора

Почкование горилки

Tекст: Милена Бахвалова

Березовые почки («бруньки» – на украинском языке) стали причиной раздора двух лидеров украинской водочной промышленности. «Союз-Виктан», уже три года балующий россиян водкой «На березовых бруньках», обвиняет в плагиате компанию Nemiroff, полгода назад выпустившую новинку, в названии и на этикетке которой присутствуют слова «березовая» и «на бруньках».

Водка на березовую тему оказалось столь популярным продуктом, что отказаться от прибыли, которую она приносит, не хочет никто из ее производителей.

Секретное постановление

С 8 августа компании Nemiroff запрещалось продавать на территории России горилку с обозначением на бруньках

Компания «Союз-Виктан» стала производить водку «На березовых почках» еще в 2002 году, в 2003 – зарегистрировала ее новое название «На березовых бруньках». Nemiroff выпустил свою новинку «Украинская березовая особая» в феврале этого года. На этикетке последней ниже названия идет уточнение в скобках – на бруньках. Это уточнение «Союз-Виктан» воспринял как покушение на свою интеллектуальную собственность и обратился к украинскому и российскому правосудию с просьбой защитить зарегистрированный за «СВ» торговый знак и запретить конкуренту выпускать водку под таким названием. Споры с переменным успехом идут до сих пор.

До прошлой недели перевес был на стороне фирмы «Союз-Виктан». С 8 августа компании Nemiroff запрещалось продавать на территории России горилку с обозначением «на бруньках» - соответствующее предписание было вынесено 7 июля этого года. Однако в минувшую пятницу Nemiroff обратился в Арбитражный суд Москвы с просьбой отменить это предписание. В качестве аргумента было приведено мнение специалистов из Роспатента, которые провели сравнительный анализ двух торговых марок и пришли к выводу, что «не представляется возможным рассматривать этикетку водки, которая производится ДП «Украинская компания Nemiroff», сходной до степени смешения с товарным знаком №270924 (ТМ «На березовых бруньках», принадлежащая фирме «Союз-Виктан» ЛТД)». Арбитражный суд заявление Nemiroff удовлетворил и приостановил решение ФАС.

В компании Nemiroff уверены, что победа в итоге будет за ними. «Это два совершенно разных названия – «Украинская березовая особая» и «На березовых бруньках», - сказал во вторник гендиректор торгового дома Nemiroff в России Александр Глусь.

Отмена постановления ФАС стала поводом для встречи представителей компании Nemiroff с журналистами. «Почему они не показывают само постановление Арбитражного суда? - выразил во вторник недоумение руководитель службы по связям с общественностью компании «Союз-Виктан» Сергей Комоцкий. – Что в нем такого секретного, что они лишь пересказывают его содержание и боятся показать его текст?»

Чем почки лучше меда

Водка «Медовая с перцем» компании Nemiroff
Водка «Медовая с перцем» компании Nemiroff
В свое время компания Nemiroff выпустила водку «Медовая с перцем». По словам директора юридического департамента компании Юрия Сорочинского, Nemiroff впервые использовал сочетание меда и перца в водке. Однако в регистрации этого наименования как товарного знака компании отказали, ссылаясь на то, что «медовая с перцем» - это указание на состав продукта. «Чем отличаются березовые почки от меда с перцем, - недоумевает Сорочинский, - что «На березовых бруньках» может быть товарным знаком, а «Медовая с перцем» нет?»

По мнению Сергея Комоцкого из «СВ», причина чисто лингвистическая. «Слова «мед» и «перец» присутствуют в обоих языках и употребляются достаточно часто, - объясняет Комоцкий. – «Бруньки» - это чисто украинское слово. В современном русском языке оно появилось благодаря «Союз-Виктану» и его продукту».

Nemiroff уверен – наименование «на березовых почках» не может быть товарным знаком еще и потому, что сама рецептура водки, настоянной на березовых почках, не является эксклюзивной разработкой компании «Союз-Виктан». «В советские годы аналогичную продукцию выпускал Житомирский ликёроводочный завод, - рассказал Александр Глусь. – В советских справочниках можно встретить до 10-15 наименований алкогольной продукции с использованием березовых почек. А самое раннее упоминание об их применении для изготовления водки мы встретили в литературе начала ХХ века». По мнению руководства Nemiroff, сейчас наблюдается очередной виток интереса к водке «на березовую тему».

Но у «СВ» претензии не только к «брунькам». «Они практически повторили изображение березовой веточки с двумя сережками и двумя листиками, - говорит Сергей Комоцкий. - Скопировав этикетку, они вводят потребителей в заблуждение, они не могут однозначно идентифицировать наш продукт. Иначе как плагиатом это не назовешь».

Одних сережек мало

Союз-Виктан - производитель водки для Украины
Союз-Виктан - производитель водки для Украины

Специалисты по брендингу не столь категоричны. «Я не думаю, что эти сережки и два листика - именно те признаки, по которым водку узнают потребители, - считает управляющий партнер компании BrandLab Александр Еременко. – Тем более что этикетки и сами бутылки у компаний разные. Но я соглашусь с «Союз-Виктаном», что слово «бруньки» в русском языке не использовалось, поэтому название «на березовых бруньках» вполне может быть защищено как торговая марка».

По мнению Еременко, руководство фирмы «Союз-Виктан» не должно удивлять появление аналогичного товара у конкурентов. «Это рынок. И если подобная водка пользуется спросом, то через некоторое время и другие производители выпустят водку на березовых почках, - рассуждает управляющий партнер BrandLab. - Nemiroff просто уловил тенденцию».

Однако «Союз-Виктан» мог бы защитить свою продукцию и вызвать у российских потребителей четкую ассоциацию между «березовой» водкой и компанией. Для этого, по мнению Александра Еременко, «СВ» следовало вводить больше марочных элементов в фирменный стиль своего продукта. Это могла бы быть особая форма и цвет бутылки, колпачок – то, что позволило бы уже издалека узнавать продукт. «Это не спасло бы от выхода на рынок подобных товаров, но они воспринимались бы потребителем если не как подделка, то как второй сорт, подражание оригиналу».

Правосудие взяло перерыв в разрешении спора двух украинских водочных компаний. В ближайшую пятницу Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ рассмотрит возражения Nemiroff против правовой охраны марки «На березовых бруньках», принадлежащей фирме «Союз-Виктан». А 5 сентября состоится предварительное судебное заседание по спору «СВ» и Nemiroff в Арбитражном суде Москвы.

..............