Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевЛюди говорят. Все меньше
Что можно сделать с мобильным телефоном?
Доходы операторов мобильной связи падают. Как следствие, компании-операторы вынуждены предлагать новые платные сервисы. В результате абоненты чуть ли не ежедневно получают SMS с предложением послушать «anekdoty i yumor» за 1,30 доллара в минуту или поучаствовать в «любовной игре». Потребителей это раздражает, особенно когда такие сообщения поступают на телефон к пожилым людям. Однако у операторов нет других путей к повышению дохода.
Средний доход на одного абонента в месяц (показатель ARPU) по итогам I квартала 2005 года снизился на 19% по сравнению с IV кварталом 2004 года. Итоги II квартала и первого полугодия 2005 года будут опубликованы в конце августа, но снижение ARPU перестало уже кого-либо удивлять. «Такова тенденция во всем мире», - признались деловой газете ВЗГЛЯД в одной из компаний «большой тройки» операторов мобильной связи. Чтобы обеспечивать прибыль, сотовые операторы придумывают иные способы заставить клиента раскошелиться. Клиент послушно достает деньги.
Доходность падает
Доходы сотовых операторов падают, когда на улице плохая погода и люди сидят дома, имея под рукой городской телефон
Совокупные доходы всех операторов сотовой связи в России в I квартале 2005 года уменьшились на 3% по сравнению с IV кварталом 2004 года - до 2,17 млрд. долларов. Такие данные приводит аналитическая компания iKS-Consulting.
Спад доходов по сравнению с IV кварталом операторы связывают с сезонным фактором и обилием праздников, приходящихся на первые три месяца года. «Если говорить упрощенно, то доходы сотовых операторов падают, когда на улице плохая погода и люди сидят дома, имея под рукой городской телефон», - рассуждает Павел Нефедов. Однако одной погодой снижение ARPU не объяснишь.
В течение года ARPU снизился у всех операторов «большой тройки». Средняя ежемесячная выручка от одного абонента в I квартале 2005 года составила у МТС 9,1 долларов (14,1 – в I квартале 2004 года), у «Билайн» - 7,3 долларов (10,9 - в 2004 году). «Мегафон» готов делиться лишь данными за прошлый, 2004 год, но результат примерно тот же. С IV квартала 2003 года по IV квартал 2004 года ARPU «Мегафона» снизился почти на 3 доллара – с 14,2 до 11,4.
«Снижение доходности - общерыночная тенденция, - объясняет такие показатели пресс-секретарь ОАО «Мегафон» Марина Белашева. - Связана она с тем, что в течение нескольких лет изменился статус мобильной связи - мобильный телефон когда-то был атрибутом «не нашей роскошной» жизни, сейчас мобильной связью пользуются школьники и пенсионеры». По словам директора департамента по связям с общественностью ОАО МТС Павла Нефедова, снижение ARPU связано с приходом новых клиентов. «Новые абоненты говорят мало, мобильная связь им нужна для разовых звонков, - объясняет Нефедов, - за счет них и падает средний показатель. Те, кому телефон был нужен по работе, кто пользуется им активно, уже давно стали абонентами сотовых операторов».
В борьбе за клиента операторы сотовой связи отказались от своего, еще недавно главного, козыря – более низкой цены. «Думаем, что мы уже подошли к той черте, когда ценовые войны должны прекратиться, - считает пресс-секретарь ВымпелКома Юлия Остроухова. - Вызвано это чисто экономическими причинами. Рынок сегодня готов расти при нынешнем уровне цен». С Остроуховой согласны ее коллеги из конкурирующих компаний. Но чтобы привлечь клиента и не потерять при этом в прибыли, операторы должны предложить им что-то более привлекательное, чем низкая абонентская плата и стоимость минуты разговора.
Цена развлечений
Операторы сотовой связи или сами предлагают дополнительные услуги, или же обеспечивают связь с компаниями-провайдерами, с которыми у них заключен договор (фото ИТАР-ТАСС) |
«На существующем уровне развития рынка мобильной связи есть только один способ обеспечивать прибыль - развивать дополнительные услуги», - считает официальный представитель ОАО «Мегафон» Марина Белашева. Картинки, рингтоны, Java-игры, SMS-развлечения (голосования, чаты, знакомства), информационные рассылки – все то, что сейчас принято называть мобильным контентом. Операторы сотовой связи или сами предлагают такие услуги, или же обеспечивают связь с компаниями-провайдерами, с которыми у них заключен договор. «Доля дополнительных услуг в общей выручке «Мегафона» достигает 19%, - говорит Марина Белашева, - что уже сопоставимо с результатами европейских операторов, которые зарабатывают на допуслугах до 25%».
Сейчас рынок контента в России переживает настоящий бум – в 2004 году его объем превысил 300 млн. долларов, а в этом году прогнозируют его увеличение вдвое – до 550 млн. долларов. По данным исследовательской группы SmartMarketing, в I полугодии 2005 года было продано 3,5 млн. экземпляров игр при средней цене 1,91 доллара.
«Операторы стимулируют этот процесс», - говорит о развитии контент-услуг пресс-секретарь МТС Павел Нефедов. Его компания планирует в сентябре запустить новую контент-платформу i-mode, совершившую в Японии прорыв в области мобильного Интернета. С помощью специальных i-mode-телефонов абонент сможет получать гораздо более разнообразный контент, чем это доступно сейчас.
«Мегафон» и «Билайн» пошли другим путем и приступили к активному внедрению технологии EDGE, которая позволяет увеличить скорость передачи данных в 4,5 раза по сравнению с GPRS. Соответственно, за равный промежуток времени абонент, пользующийся EDGE, закачивает больше информации, чем при пользовании GPRS. Все это, по мнению операторов, должно привести к более активному использованию контента.
«Базовые потребности в голосовом общении у абонентов уже удовлетворены», - считает Павел Нефедов. Его коллега из «Билайна» с ним согласна. «Сегодня самым важным параметром становится набор предоставляемых услуг, - считает Юлия Остроухова. - Сейчас важнее сервис и бренд, а также новые предложения для абонентов, широкий спектр услуг».