Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияГолландцы взяли под козырек
Министр юстиции РФ Юрий Чайка в четверг сообщил, что министерства юстиции Литвы и Нидерландов по просьбе российской стороны запретили проведение каких-либо операций с активами ЮКОСа в этих странах, наложив на них арест. Дело в том, что 53,7% акций литовской Mazeikiu Nafta (MN) находятся на балансе Yukos International UK BV, зарегистрированной в Голландии. И своими силами российским судебным приставам до них никак не добраться, а очень хочется. Цель благая – погашение долга перед государством.
«Наши коллеги в Литве и Нидерландах поддержали наш запрос и наложили арест на активы аффилированных активов ЮКОСа в этих странах», - цитирует главу Минюста «Интерфакс». Как отмечает Минюст, задолженность компании ЮКОС государству составляет более двух миллиардов долларов.
Литва набивает цену
Литовская нефтяная компания Mazeikiu nafta |
«Стоимость 53,7% акций литовского нефтяного концерна Mazeikiu nafta, принадлежащих ЮКОСу, приблизилась к 2 млрд. долларов», - сообщил сегодня литовским журналистам премьер-министр страны Литвы Альгирдас Бразаускас. Непонятно откуда взял литовский премьер эту цифру, ведь по оценкам самого ЮКОСа стоимость его пакета равняется 800-900 млн. долларов, и с этой оценкой в принципе согласны аналитики. Может быть, Бразаускас просто решил подороже продать 40,66% акций Mazeikiu Nafta, принадлежащих правительству Литвы, тем более, что и покупатели в лице «Газпрома» уже нашлись?
По мнению ведущего аналитика ГК «Регион» Валерия Вайсберга, активность Минюста носит скорее громкий декларативный характер и никаких реальных юридических последствий не вызовет. Вряд ли акции в действительности будут арестованы фактически, тем более что процесс этот довольно затяжной. «Налоговики, вероятно просто обратились в Минюст с просьбой действовать поактивнее, так как поступления по долгам ЮКОСа капают не так интенсивно как хотелось бы налоговой службе, вот Минюст и засуетился», - полагает аналитик. С другой стороны, это может быть заочная полемика налоговиков с председателем совета директоров ЮКОСа Виктором Геращенко.
«Все это довольно странно, вроде бы и обращение к литовской стороне неофициальное и вроде бы ответных действий литовской стороны пока нет. По внутренним ощущениям кажется, что все же на акции не будет наложен арест», - рассуждает начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Это, по его словам, оказало бы положительное влияние на ситуацию вокруг ЮКОСа, стало бы одним из факторов предотвращения окончательного раздробления компании.
Кстати, в четверг днем «Эхо Москвы» распространило информацию о том, что президент Литвы Валдас Адамкус назвал просьбу Москвы об аресте принадлежащих ЮКОСу ценных бумаг вмешательством во внутренние дела другого государства.
Балтийский транзитный передел
Mazeikiu nafta в России хотят купить многие |
Как известно, Mazeikiu nafta в России хотят купить многие и, стало быть, можно предположить, что Минюст действует в интересах покупателей. «Такого нельзя исключать. Запрет на операции с акциями был бы на руку потенциальным покупателям, потому что в таком случае акции можно было бы купить дешевле», - говорит Шеин.
«Нет никаких видимых причин думать, что Минюст действует в интересах какого-то из российских претендентов на акции MN, а тем более никаких фактов, свидетельствующих об этом нет», – подчеркивает Шеин.
При этом в прессе появилась информация со ссылкой на бывшего высокопоставленного сотрудника ЮКОСа, что за обращением Минюста может стоять «Роснефть». Причина якобы в том, что после получения «Юганскнефтегаза», у «Роснефти» возник дефицит перерабатывающих мощностей, который можно было бы восполнить за счет литовской компании. По логике анонима, акции МN будут изъяты, выставлены на аукцион, где их должна с удовольствием купить «Роснефть».
Вайсберг считает, что у «Роснефти» просто не хватит средств, чтобы купить акции MN, компания просто не в той позиции, чтобы делать такие покупки. Вообще российские компании, по мнению аналитика, в Прибалтике больше интересуются транзитными возможностями, например морским терминалом Бутинге, входящим в структуру MN. А «Роснефть» спокойно транспортирует добытое «Юганскнефтегазом» сырье через порт Таллинн с помощью структур близких к «Северстали», и вряд ли захочет создавать им конкуренцию.
«Газпрому» не хватит мощности
"Газпром" намеревается купить Mazeikiu Nafta |
Сторонники теории заговора также могут увязать появление обращения Минюста к европейским коллегам с переговорами Литвы и «Газпромбанка» о покупке MN. По мнению Вайсберга, во всяком случае, такая поддержка Минюста для «Газпрома» имела бы смысл, ведь в отличие от «Роснефти» газовый концерн действительно серьезно намерен купить MN, а действия Минюста могли бы стать лишней гарантией, что акции не уйдут на сторону. Например, к иностранцам.
Однако и здесь аналитик не видит логики. По его мнению, ЮКОС несмотря на потрясения еще сохраняет ясную голову и с ним всегда можно договориться, плюс к этому у «Газпрома» есть отличный опыт общения с Литвой, а американцы, до ЮКОСа владевшие частью MN, показали себя не с лучшей стороны.
Прибалтика, несмотря на декларируемую неприязнь к «руке Кремля», в принципе весьма заинтересована в российском нефтяном транзите. По словам Вайсберга, это демонстрирует и недавно обнародованное в латвийской прессе полуофициальное намерение правительства Латвии продать 31% компании Ventspils Nafta за 100 млн. долларов, покупателем которой вполне может оказаться все тот же «Газпром».
Активность «Газпрома» в вопросах прибалтийского транзита, возможно, поддерживается государством. Властям было бы выгодно, чтобы «Газпром» владел транзитными активами, так как нефтяной бизнес для газового концерна непрофильный, и узурпировать балтийские нефтяные пути в Европу «Газпром» будет не в состоянии. «Газпрому» просто не хватит своей нефти, чтобы заполнить все мощности системы, что могла бы попытаться сделать любая нефтяная компания, приобретя монополию на прибалтийский транзит.