Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
9 комментариевСоковые берега
ОАО «Вимм Билль Данн» огорчил инвесторов и аналитиков потребительского рынка. Экс-лидер молочной и соковой промышленности в России продемонстрировал наихудшие за всю историю предприятия квартальные показатели.
Чистая прибыль компании ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» по стандартам US GAAP за I квартал 2005 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 5, 3 млн. до 2,9 млн. долларов. Эксперты предрекают соко-молочному холдингу неблагоприятный финансовый квартал не случайно. Когда-то бесспорный лидер отрасли, один из пионеров российского IPO, кажется, теряет свои позиции на рынке.
Конкуренты дышат в спину
"Вимм-Билль-Данн" сейчас является одним из ведущих производителей молочных продуктов и соков (фото ИТАР-ТАСС). |
Недавно ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» опубликовала финансовую отчетность за I квартал текущего года. Печальные прогнозы аналитиков сбылись: чистая прибыль компании снизилась более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как отмечают эксперты рынка, такие результаты связаны с различными аспектами деятельности пищевого холдинга в последние годы: выплатами неустоек уволенным менеджерам, ростом цен на сырое молоко, отсутствия у ВБД концентрированного производства, увеличившихся расходов на оплату долга.
В самой компании финансовые результаты комментируют неохотно. «В этом сезоне сильно выросли цены на молоко и на упаковку», - сказала газете ВЗГЛЯД сотрудница «Вимм-Билль-Данна» Элла Чернецкая. По ее словам, сейчас маркетологи компании ведут активную работу над новыми инновационными продуктами (например, над продукцией торговой марки NEO). Однако, она затруднилась конкретизировать, чем сейчас занимаются финансисты ВБД. «Мы пока не делаем коммерческих прогнозов на следующие кварталы», - отметила Чернецкая.
Напомним, что ОАО «Вимм-Билль-Данн сейчас является одним из ведущих производителей молочных продуктов (марки «Домик в деревне», «Милая Мила» и т. д.) и соков. Уставный капитал компании составляет 880 млн. рублей и поделен на 44 млн. обыкновенных акций, около 30% которых c 2002 г торгуются в виде ADR на Нью-Йоркской фондовой бирже. Основными акционерами компании являются физические лица, в том числе председатель правления ВБД Сергей Пластинин (10,75%) и председатель совета директоров Давид Якобашвили (9,46%). Более 8% акций ОАО принадлежит французской группе Danone.
Еще пару лет назад холдинг можно было назвать бесспорным лидером отрасли, особенно после того, как в 2002 году «Вимм-Билль-Данн» стал одной из первых компаний, рискнувших провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но теперь IPO никого не удивишь, а конкуренты – особенно производители сока – напирают со всех сторон.
В 2001 году ВБД занимал 35% в сегменте российской соковой промышленности, а в 2005 на долю компании приходится лишь 16,6%. На «золотом» месте сейчас находится ОАО «Лебедянский» - производитель соков «Я» и «Фруктовый сад» сейчас захватил 29,8% рынка. Оставшееся соковое поле делят между собой «Мултон» (24,8%), «Нидан» (13%) и менее известные бренды (18%).
Всех уволить!
"Вимм-Билль-Данн" сейчас является одним из ведущих производителей молочных продуктов и соков (фото ИТАР-ТАСС). |
Несмотря на то, что 2004 год с коммерческой точки зрения для ВБД сложился неплохо и топ-менеджеры остались довольны его результатами, в этом году у пищевой компании начались трудности. ВБД пришлось даже пойти на радикальные меры и уволить нескольких управленцев.
Возможно, их преемникам удастся исправить ошибки в стратегии развития бизнеса компании. По мнению ряда аналитиков, проблема заключаются не только в неоправданном увеличении текущих расходов. Скорее всего, допущены существенные недоработки в маркетинге, полагает аналитик Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков. «Причины ухудшения некоторых показателей компании лежат в не очень эффективной маркетинговой стратегии. ОАО «Вимм-Билль-Данн» сделало акцент на увеличении объема продаж, при этом мало внимания обращало на анализ прибыльности. Желание захватить большую долю на рынке понятно, но оправдано лишь до определенного момента», - считает эксперт.
Конкуренты «Вимм Билль Данна» не захотели официально комментировать неудачи своих коллег по цеху. «Мы стараемся избегать оценок по отношению к деятельности других компаний», - сказал газете ВЗГЛЯД представитель ОАО «Лебедянский» Александр Костиков.
Однако в кулуарных беседах некоторые игроки отрасли предположили, что, возможно, ВБД стоит вновь выйти на фондовые биржи и предложить инвесторам свои акции, благо представители потребительского сектора сейчас пользуются популярностью среди инвесторов (весьма удачно провели IPO компании «Лебедянский» и «Хлеб Алтая»).
В «Вимм Билль Данн» газете ВЗГЛЯД сообщили, что пока компания не собирается нигде размещать свои акции. Впрочем, представители пищевого холдинга затруднились пояснить, какие шаги сейчас будет предпринимать обновленная команда менеджеров, чтобы предотвратить надвигающийся финансовый кризис. Так что, судя по всему, придется ВБД ждать, пока подешевеет молоко и упаковочная тара.