То, что ЮКОС пошел вверх, на наблюдателей не произвело впечатления. Это уже не те акции, не того ЮКОСа, который тянул за собой прочие «голубые фишки». Теперь вряд ли можно говорить о существенном влиянии ЮКОСа на фондовый рынок, да и самый максимальный рост не даст возможности бумагам компании добраться до более-менее солидных котировок, хоть отдаленно приблизиться к добрым для бывшего нефтегиганта временам.
Неприятно, но зато стабильно
Управляющий директор ЗАО «Тринфико» Евгений Штанге не считает, что завершение дела Ходорковского - какой-то особенно серьезный фактор для роста или падения акций. По мнению Штанге, все-таки приговор - ситуация индивидуальная, и отнюдь не новость, имеющая макроэкономическое значение. Это не прогнозы ВВП или колебания мировых цен на нефть. Для рынка несущественно, сколько дали - четые, пять или девять лет, другое дело, что неприятно - ведь приговор оказался довольно жестоким, отметил аналитик.
Примерно этого и ждали. На последних этапах затяжного зачитывания эксперты в основном не сомневались, что лет на десять уже начитали. И все же, как только завершился монолог Фемиды, для рынка кончился период неопределенности. В «деле ЮКОСа» поставлена точка, возможно, не окончательная, но вся эта история уже не будет давить тяжким грузом на игроков, что является положительным для российского рынка моментом.
Трейдеры вяло спекулировали
С утра на чатах трейдеров развлекались тотализатором «угадай срок». Один из визитеров выиграл, его прогноз - 8,5 лет. После того как все завершилось, нашлось немало спекулянтов, решивших сыграть на вздохе облегчения от того, что все кончилось. «Куплю малявы Ходорковского об. и пр.» - цинично предлагал один из посетителей одного из трейдерских чатов. Циничные спекулянты и спровоцировали рост акций ЮКОСа, однако вскоре он прекратился, и началось медленное тихое сползание, словно игроки вдруг решили не баловать замученную компанию.
Сразу после оглашения вердикта суда динамика колебаний котировок большинства остальных акций не претерпела существенных изменений, наблюдался спекулятивный рост не более 1%. Так что рынок отреагировал в целом спокойно и равнодушно, трейдеры иронизировали и отпускали мрачные шутки. Некоторые распускали провокационные слухи о том, что теперь настала очередь Чубайса. Однако бумаги РАО «ЕЭС» росли, как и большинство других, то есть совсем незначительно.
На энергетике все же рынок отыгрался. Мосэнерго упало примерно до 2,5%, правда, потихоньку отыгрывалось весь день.
Падение курса акций Мосэнерго не связано с проведением рискованных параллелей между вчерашним вызовом гендиректора ОАО «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева в прокуратуру и сегодняшним вынесением приговора Ходорковскому. По мнению Штанге, это результат нехороших предчувствий по поводу дивидендов. Кроме того, устранение последствий «конца света» влетит для компании в копеечку.
Напомним, вчера в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евстафьев заявил, что поставит на совете директоров компании вопрос о направлении на финансирование программы ремонта всей суммы, которую сейчас планируется выплатить акционерам в виде дивидендов за 2004 год.