Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
21 декабря 2005, 17:44 • Экономика

Национальный проект опасен

Национальный проект под угрозой срыва

Национальный проект опасен
@ REUTERS

Tекст: Эльдар Бадырханов

Министерство природных ресурсов настаивает на переносе конечной точки маршрута ВСТО из бухты Перевозная. Его поддерживают экологи: по их мнению, Перевозная – чистое, нетронутое морское побережье с малоразвитой инфраструктурой. В идеале Greenpeace и другие организации вообще предлагают отказаться от проекта самого длинного нефтепровода в мире, пугая катастрофой Байкала и Приморья.

«Наши предложения по Перевозной (Министерство природных ресурсов (МПР) настаивает на переносе конечной точки нефтепровода из этой бухты в Тихом океане) остаются в силе, – сообщил в среду министр Юрий Трутнев. – Мы от этой позиции не отказываемся. Но не мы выбираем маршрут», – цитирует Трутнева «Интерфакс».

Перенацелить нефть

Проект ВСТО обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Протяженность нефтепровода составит около 4200 км

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) 31 декабря 2004 года. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть».

Строительство нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей должно вестись поэтапно. На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге.

На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. В случае строительства ответвления на Китай туда будет поставляться 30 млн. тонн в год, по маршруту Сковородино – Перевозная – 50 млн. тонн.

Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев.

Как отмечается на сайте Greenpeace, проект ВСТО обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Протяженность нефтепровода составит около 4200 км. Первоначальная стоимость работ, по некоторым оценкам, составит от 11 до 16 млрд. долларов.

Российские нефтяные компании заинтересованы в диверсификации поставок нефти. В настоящее время основной поток российской нефти – высокосернистой нефти Urals – идет в Европу. Но на европейском рынке сейчас очень высокая конкуренция, именно поэтому Urals теряет в цене, Европа отдает предпочтение более качественной нефти Brent.

«Для того чтобы ликвидировать несправедливость, связанную с ценой нефти сорта Urals, мы сделаем так, чтобы Европа больше не получала слишком много российской нефти, – недавно пообещал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. – Новые нефтепроводы в сторону Китая перенацелят российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай», – уверен глава ЛУКОЙЛа.

В Азии без проблем перерабатывают Urals, и спрос на нее высок. От ВСТО в убытке останется Европа, там уменьшится предложение, и нефть подорожает.

Строительство недопустимо

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев (фото ИТАР-ТАСС)
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев (фото ИТАР-ТАСС)

Строительство ВСТО недопустимо, говорится в заявлении экспертов, опубликованном в среду. Экспертиза проекта организована Greenpeace России, Всемирным фондом дикой природы (World Wild Fond – WWF), Байкальским региональным объединением по Байкалу и «Байкальской экологической волной».

Экологи надеются, что их выводы «помогут государственной комиссии принять взвешенное решение по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства первого пускового комплекса ВСТО, несмотря на постоянное давление и подтасовки со стороны компании «Транснефть».

Документы, доказывающие экологическую опасность и незаконность сооружения нефтепровода, переданы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Как отмечается в заявлении, расчеты самих разработчиков ТЭО показывают: при аварии объемы разливов нефти достигнут 4 тыс. тонн. Время, за которое нефть попадет в Байкал, будет колебаться в пределах от 20 минут до 49 часов.

Эксперт-эколог Вадим Постников предсказывает неминуемые аварии на этом нефтепроводе и, как следствие, загрязнения Байкала. «Я могу дать гарантию на 100% – аварии будут на нефтепроводе, который проложен в 800 метрах от Байкала», – заявил он на пресс-конференции в среду.

Для этого, по его словам, есть несколько причин. «Во-первых, нефтепровод будет прокладываться в условиях вечной мерзлоты, а в этом случае земля под ним будет протаивать, что станет причиной неустойчивости трубы, – пояснил эколог. – Кроме того, на нефтепроводе несомненно будут мелкие коррозионные повреждения, что к весеннему сезону приведет к утечкам нефти».

Также, отметил Постников, «ландшафт местности не позволяет в экстренных случаях обеспечить проезд аварийной техники, а это означает, что загрязнения уникального водоема гарантированы».

Находка разумнее

Если нефтепровод будет построен, экологи предостерегают, что Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список «Всемирное наследие в опасности», чему Россия активно сопротивлялась последние несколько лет.

«Более того, если российские власти так и не предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть исключен из списка Всемирного наследия», – считает координатор Байкальской программы Greenpeace России Роман Важенков.

«Подобных прецедентов в мире еще не было, – отмечается в заявлении. – Для России это будет национальным позором». И это еще не все. По мнению экологов, в случае если конечной точкой трубопровода станет бухта Перевозная, проект Транснефти не только поставит под угрозу само существование Байкала, но и имеет все шансы вызвать экологическую катастрофу в Приморском крае.

«Государственная компания «Транснефть» слабо представляет себе все сложности, связанные с сооружением нефтепровода, и сознательно идет на риск колоссального экологического и экономического ущерба», – считает директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

«По сути дела, компания, прикрываясь идеологией «общенационального проекта», действует вопреки государственным интересам России, подрывает ее экономический и природный потенциал, дискредитирует Россию на международной арене», – заявил Шварц.

По их мнению, лучшим вариантом стал бы город Находка, расположенный к востоку от Владивостока и являющийся крупнейшим морским портом в крае. Бухта Перевозная в настоящее время – это чистое, нетронутое морское побережье с мало развитой инфраструктурой подчеркнули еще раз экологи. Разумнее было бы использовать уже существующую инфраструктуру около Находки, где уже есть нефтяные терминалы.

..............