Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевЭкзамен на врача
Михаил Зурабов хочет ежегодно экзаменовать врачей
Михаил Зурабов требует введения обязательного страхования профессиональной ответственности врачей. По мнению экспертов для этого есть все возможности, кроме правовой базы. Если будет на то государственная воля, его примут в следующем году. Платить за эту страховку придется, только не работникам, а корпорациям. Но и у работников появится головная боль.
Идея страховать профессиональную ответственность врачей получила поддержку министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова. Глава ведомства заявил, что стране нужны врачи, «которые будут отвечать не за лечение, а за здоровье пациента».
Страх перед неудачей
Введение в действие страхования от врачебной ошибки закрепляет право граждан на получение компенсации за действия врачей
Предложение о страховании врачебной ответственности само по себе не ново, но прогрессом можно считать то, что оно привлекло внимание министерства. Вице-президент Российской медицинской ассоциации Геннадий Кривошеев рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что ассоциация выступает с предложением страховать ответственность врачей уже 15 лет.
Поводом для изучения этой проблемы стали трудности при устройстве на работу, с которой столкнулись отечественные врачи-эмигранты. «За рубежом эта система действует уже давно, и медика просто не допускают до практики при отсутствии страховки профессиональной ответственности», – сообщил Кривошеев.
Введение в действие страхования от врачебной ошибки, с одной стороны, закрепляет право граждан на получение компенсации за действия врачей, с другой – может способствовать тому, что сами доктора могли бы с большей уверенностью использовать имеющиеся у них возможности. Например, если успешность операции всего 30%, то хирург в большинстве случаев отказывается от ее проведения, опасаясь претензий со стороны родственников больного. А «система страхования рисков профессиональной ответственности врачей и медсестер позволяет снять страх перед неудачей», уверен Геннадий Кривошеев.
Судебная практика
Кроме правовой базы не хватает внутренней мотивации самих медицинских работников (фото ИТАР-ТАСС) |
Однако ввести подобное страхование в России не так просто. Одно из препятствий на пути нового вида социального страхования сейчас – отсутствие в действующем законодательстве четкого определения таких понятий, как «врачебная ошибка», «врачебная халатность» и «врачебная небрежность», которые предполагают разные меры ответственности. В России также в принципе нет закона или статьи, в соответствии с которыми пациент или его родственники могут рассчитывать на компенсацию в случае неблагоприятного исхода лечения.
Кроме правовой базы не хватает внутренней мотивации самих медицинских работников. Они должны не отказываться от своих ошибок, а признавать их. «Только в этом случае нормативные требования могут способствовать позитивному развитию механизма страхования ответственности», – сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД адвокат-партнер Московской коллегии адвокатов «ФБК*-Право» Петр Достовалов. «Введение правового регулирования страхования ответственности при сегодняшнем положении дел приведет к тому, что врачи будут покупать недорогие полисы, создав тем самым дополнительный источник доходов для страховой компании, а пациент так и останется незащищенным», – пояснил Достовалов. Адвокат согласен с тем, что законодательство не содержит какого-либо разграничения ответственности за действия медицинского персонала. «Некоторые страховые компании настаивают на том, что наступление страхового случая определяет суд, – рассказывает специалист «ФБК**-Право», – но доказать что-либо этим путем сложно как из-за несовершенства законодательства, так и из-за профессиональной солидарности врачей».
Сами страховщики одобряют возможность введения страхования профессиональной ответственности не только врачей, но и специалистов других профессий.
Однако даже если предположить, что правовая база уже существует, ввести страхование профессиональной ответственности сразу не получится. Несовершенство или даже отсутствие правовой базы влечет за собой бедность судебной практики в этой области и, соответственно, недостаток статистической базы, без которой рассчитать тарифы по данному виду страхования очень сложно, пояснил руководитель информационно-аналитического центра Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков. Именно поэтому при введении ОСАГО тарифы утверждались на государственном уровне.
Кроме статистики при расчете тарифов должен учитываться еще профессиональный уровень врача. Кроме того, важно, чтобы компенсация была адекватна ущербу, нанесенному пациенту. «Это должна быть не символическая сумма в тысячу рублей при нанесении вреда здоровью или 10 тысяч – в случае смерти больного», – считает Лариса Бесфамильная, завкафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления. «Компенсации должны быть не ниже 100–120 тысяч рублей», – уверена специалист.
«Проходимость» проекта
Введение страхования ответственности врачей предполагает изменение отношений пациент – врач (фото ИТАР-ТАСС) |
Введение страхования ответственности врачей, по мнению Петра Достовалова, предполагает изменение отношений пациент – врач. «Те, кто предлагает медицинские услуги, должны бороться за пациента, а не наоборот, уверен адвокат. – Чтобы это произошло, нужно повысить зарплату медицинским работникам».
Зарплата медицинских работников государственных учреждений давно стала притчей во языцех. Особенно это относится к страхованию профессиональной ответственности. Ведь один из главных вопросов всякого страхования – из чьего кармана будет выплачиваться страховщику премия за услуги? На этот вопрос Лариса Бесфамильная с уверенностью ответила, что «это социально-значимое страхование, расходы на которое должны учитываться в статье бюджета», что и позволяет сделать профицитный бюджет.
Кроме того, Бесфамильная считает необходимым внести поправки в законодательство и позволить коммерческим клиникам и врачам, практикующим частным образом, включать расходы на страхование ответственности в стоимость услуг. Сегодняшнее законодательство требует расходовать на это прибыль, оставшуюся после уплаты налогов.
Но прибыль на начальном этапе развития клиники не всегда бывает, а страховать ответственность необходимо, уверена Бесфамильная. Поправки, о которых говорит Бесфамильная, позволят и частным, и государственным клиникам обновлять свое оборудование за счет страховщика. Дело в том, что страховщик может часть страховой премии направлять на мероприятия по предотвращению страховых случаев. При страховании жизни, здоровья и профессиональной ответственности врачей отсутствие ранней и качественной диагностики может привести к врачебной ошибке, то есть к наступлению страхового случая, которое страховщику не выгодно.
Таким образом, ответственность за профессионализм работника, по мысли эксперта, ляжет на плечи корпорации, будь то частная компания или государственное учреждение. Но работник этой корпорации тоже не будет беспечно почивать на лаврах. Страхование профессиональной ответственности относится к рисковым видам страхования. В связи с этим договор о страховании профессиональной ответственности заключается на срок не более года, после чего врачу придется пройти переаттестацию в комиссии, которую назначит страховая компания.
Эдуард Гребенщиков считает, что законодательное решение вопроса о принятии данного вида страхования в следующем году зависит от плана Государственной думы. По его сведениям, он «очень плотный». Поэтому «проходимость» проекта будет зависеть от того, насколько тщательно обоснуют его востребованность участники рынка или власть, пояснил Гребенщиков.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента