Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
25 января 2017, 11:45 • Культура

Литва записала «Викинг» в «пропаганду» вслед за «Машей и Медведем»

Литва записала "Викинг" в "пропаганду" вслед за "Машей и Медведем"

Литва записала «Викинг» в «пропаганду» вслед за «Машей и Медведем»
@ Dago Productions

Tекст: Вячеслав Вишневский

«Борьба с российской пропагандой» превратилась в общезападный тренд, но чем ближе к границам РФ, тем выше накал страстей. Роль главного борца давно примеряет на себя маленькая Литва, и на сей раз в «ведении информационной войны» был обвинен фильм «Викинг». Он оказался в хорошей компании – ранее литовцы записали в пропаганду советскую классику и даже мультик «Маша и Медведь».

Интерес к российскому кинематографу в Литве традиционно велик, несмотря на все призывы «патриотов» игнорировать «вражескую агитацию». Обнаруживается явная взаимосвязь: чем популярнее тот или иной продукт российского производства, тем больше грязи на него стараются вылить. 

«Герой» и предатели

«Фильмом «Викинг» Москва хочет убедить свое население и западное сообщество, что у Украины как государства нет исторических корней. Что такого государства никогда не было», – возмутился литовский пропагандист Каролис Зикарас в эфире государственного телеканала LRT. Слово «пропагандист» к Зикарасу применимо в буквальном смысле, то есть в профессиональном. Он работает в департаменте стратегических коммуникаций литовской армии, а там занимаются как раз пропагандой и контрпропагандой.

Литовцам, чего скрывать, этот нарратив тоже по сердцу – вонючий крестьянин с грязными ногтями и немытыми волосами всегда лучше городского умника: он может гадить где хочет

«Викинг» оказался в поле зрения военных после того, как администрация литовских школ и гимназий получила от прокатчика предложения приобрести льготные билеты для просмотра картины. «Исторические фальсификации – не раз использованный Россией инструмент информационной войны», – утверждает Зикарас. Больше всего его возмущает позиция литовских прокатчиков «Викинга» – те объявили кино «реалистичным» и «познавательным», подчеркнув, что фильмы российского производства дают внушительные кассовые сборы.

Как известно, «Викинг» посвящен биографии великого князя Киевской Руси Владимира, ставшего крестителем русского государства. Об Украине там ничего не говорится по причине отсутствия таковой на мировой политической карте в X и XI веках. Этим-то и недовольны литовские пропагандисты. Так, член парламентской фракции оппозиционного «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы» (стоит отметить, что из всех политических партий Литвы именно СОХДЛ настроен наиболее антироссийски – до такой степени, что это уже напоминает клинику) Радвила Моркунайте-Микулинене назвала «Викинг» «политическим проектом». По ее мнению, о том, что это не просто художественный фильм, свидетельствуют как похвала Владимира Путина в адрес его создателей, так и петиция, инициированная теми, кому картина не понравилась. Посему Моркунайте призвала остерегаться, мол, целью фильма является «закрепление исторической и законной принадлежности Крыма России».

Этим парламентарий весьма озадачила режиссера Андрея Кравчука, не ожидавшего, что его работа получит в Литве подобную рекламу. «Фильм «Викинг» ни в коем случае не являлся и не является никаким политическим заказом и не проводит ни государственную, ни какую-то другую политику, чтобы представлять хоть какую-то угрозу любой стране. Мы говорим про X век, про Киевскую Русь, про князя Владимира, который приходит к православию. Как это может наносить какой-то ущерб литовскому государству – не понимаю», – разводит руками режиссер.

Это еще не самый абсурдный пример из литовского «королевства кривых зеркал», где «борьба с российской пропагандой» приняла форму мании. В свое время Вильнюс сделал немалый вклад в советский, а впоследствии российский кинематограф – и, что характерно, продолжает вносить. Только теперь работа в российском кино чревата для литовцев неприятностями. Год назад журналист Марина Шевцова подробно рассказала о кампании травли, развернутой в Литве против граждан республики, участвующих в создании российских фильмов – их обвинили в пособничестве «кремлевской пропаганде»:

Водитель не уступил дорогу машине «Скорой помощи». В результате задержки врачей пациент умер. Как бы вы предложили наказать не уступившего дорогу водителя?






Результаты
167 комментариев

«В Литве уже мало кого удивишь заявлениями, что российское кино – это кино пропагандистского толка, нацеленное на промывание мозгов обывателю, – написала она. – По теме устраивают псевдонаучные дискуссии, во время которых никому не известные кинокритики заклинают не транслировать и не смотреть даже культовые фильмы, например «Иронию судьбы, или С легким паром». Но, оказывается, информационной войны как ее понимают на земле святой Девы Марии (неофициальное название Литвы – прим. ВЗГЛЯД) – а понимают ее здесь весьма примитивно – много не бывает».

В данном случае речь идет о российской драме «Герой» режиссера Юрия Васильева. Местные националисты обнаружили в титрах картины несколько литовских фамилий – и решили заклеймить позором этих соотечественников. Оператором фильма «Герой» выступил литовский кинематографист Рамунас Грейчюс, а одним из художников-постановщиков стала Юргита Гердвилайте. Кроме того, в картине играет литовская актриса Юргита Юркуте. Это стало основанием для литовского блогера Цеппелинуса (настоящее имя Раймондас Навицкас) заявить, что «клещи российской пропаганды» дотянулись до его страны. «Создание фильма финансировалось Министерством культуры Российской Федерации во главе с печально известным Мединским, – возмутился он. – В то время, когда вся консервативная и либеральная Литва борется с российской пропагандой, часть элиты кинематографии Литвы черпает свое вдохновение и средства из бюджета Министерства культуры РФ». 

Немногим позже раздался еще один взрыв негодования – когда состоялась премьера «Экипажа», где одну из главных ролей сыграла литовская актриса Агне Грудите. Удивляться подобной травле не нужно – Литва даже в культурной сфере пытается перечеркнуть не только все российское в себе, но и все литовское в России.

На похоронах великого литовского актера Донатаса Баниониса, умершего 4 сентября 2014 года, министр культуры страны Шарунас Бирутис оказался в глупой ситуации. Он много рассказывал о «вкладе покойного в европейское искусство», однако на церемонии не присутствовал ни один представитель от посольств «стран цивилизованной Европы». Напротив, о вкладе Баниониса в театр и кино Советского Союза не было сказано ни слова, но венок от имени председателя правительства Российской Федерации на могилу актера лег.

И подобная двусмысленность в Литве во всем. Но, как бы ни разорялись «борцы с пропагандой», простые литовцы продолжают смотреть российское кино. К еще пущей злости «патриотов», а злости им не занимать.

Кинокритик национального значения

Некоторое время назад ведущий литовский портал Delfi.lt опубликовал серию статей журналиста Андрюса Ужкальниса, скандально прославившую автора. Первую из них он символично назвал «Промывание мозгов российским кино», а посвятил обзору фильма «Брат-2», поскольку эта работа Алексея Балабанова знаменует, по мнению Ужкальниса, «новый этап». Показательно, что кинообозреватель пытается унизить Россию, россиян и президента Владимира Путина буквально в каждой фразе. А о самом фильме пишет следующее:

«Фильм воспевает победу неотесанного российского чурбана (как Данилы, который изучает медицину, так и его брата Виктора – наемного убийцы) над западным поведением, моралью, обычаями, языком и правоохраной. Раньше, в советское время, пропаганда действовала, навязывая россиянам новые привычки и ценности, поэтому не была эффективной. Новая пропаганда, путинского периода, научилась приручать людей, предлагая им то, чего они хотят. А больше всего – больше водки, цирка с медведями, танков и балета на льду – россияне любят считать, что их главные враги и объекты зависти – американцы и англичане – все же хуже, чем они, поскольку мужики с ломами и балалайками всегда побеждают западных господ в костюмах, – сокрушается Ужкальнис. – Литовцам, чего скрывать, этот нарратив тоже по сердцу – вонючий крестьянин с грязными ногтями и немытыми волосами всегда лучше городского умника: он может гадить где хочет, горячая вода ему не нужна, и свечи он делает из ушной серы, как Шрек».

Не менее вредными для литовского зрителя Ужкальнис считает и многие советские картины. «Семнадцать мгновений весны», например, он называет «созданным КГБ идеальным продуктом для развлечения» жителей «советского концлагеря». И уж на что безобиден мультфильм «Ежик в тумане», но даже на нем литовский критик не забыл оттоптаться, назвав «примером безграничного и безосновательного российского хвастовства и мифологизации». «Как бесстыдные владелицы вильнюсских магазинов, которые хвастаются «лучшим в мире» оливковым маслом из Италии, награды которого ничего не означают, так и россияне, как кот с волдырем, до сих пор таскаются с международным упоминанием «Ежика в тумане» в Японии как с доказательством того, что это «лучший мультфильм всех времен и народов». Смешно и только, похвальба со стороны тех, кого больше никто не хвалит», – рокочет Ужкальнис. 

«Единственным российским фильмом, который стоит посмотреть», он называет «Сталкер» Тарковского. Зато Ужкальнис уважает боевики производства США, называя, к примеру, «Крепкий орешек» «фильмом, из которого мы узнали, на что способна Америка». Впрочем, его похвалы удостоилась и лента «Так жить нельзя», снятая Станиславом Говорухиным. Правда, похвалы специфической:

#{smallinfographicleft=781990}«Ценность документального фильма в том, что он напоминает, как выглядит и чем пахнет Россия, оставшаяся без денег, нищенствующая, в которой достаточно только милиционеров, останавливающих на улицах людей без прописки и взимающих с них мзду. Нищета не освобождает и не облагораживает, нищета превращает людей в скотину, убивающую и гниющую как снаружи, так и изнутри. Они шатаются, как еще не до конца мертвые трупы, по неосвещенным улицам с разбитыми фонарями и окнами. У государства нет ни тени авторитета, оно никому не может помочь и даже не пытается. Это страна-свалка, населенная двуногими крысами в человеческом обличье, как на какой-то средневековой картине. Будто Судный день, но даже в этот день будет больше порядка и эстетики. Почему сейчас важно посмотреть этот фильм? Потому что Россию в скором времени это ждет. Откуда я знаю? Слежу за ценами на нефть».

По этой же причине Ужкальнису нравится еще и сериал «Бандитский Петербург». Такие вот специфические вкусы.

Зашифрованные послания «Маши и Медведя»

Если вы считаете, что борьба с пропагандой в «Викинге» и срывание покровов с «Ежика в тумане» – это пик абсурда, то вы не знаете Литву.

Прошлым летом на государственном уровне и на полном серьезе обсуждалось предложение блокировать в интернете трансляцию и ретрансляцию телеканалов, признанных «пропагандистскими». А пропагандистские – это какие? Да практически любые. Депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая пояснила, что официозные СМИ не упускают возможности разоблачения «информационных диверсантов», а когда повод отсутствует, ищут «пропаганду» даже там, где ее не может быть просто по определению.

«Так, существует целая финансируемая программа под названием «Создание и применение методики распознавания пропагандистских технологий». В рамках этой программы вышел опус Гинтаре Пикялене и Лауринаса Кащюнаса (Кащюнас сейчас заседает в литовском парламенте во фракции все того же «Союза Отечества – Литовских христианских демократов» – прим. ВЗГЛЯД) «Зашифрованные послания «Маши и Медведя». В нем авторы распознали элементы пропаганды в популярном во всем мире российском мультфильме «Маша и Медведь», – рассказала она.

В «опусе» сказано следующее: «Желая затронуть тот общественный слой, который не интересуется новостными и аналитическими программами, Кремль в пропагандистских целях вынужден запустить программы неполитического характера. Один из таких инструментов – использование культурных и развлекательных мероприятий. И это нужно для того, чтобы косвенно влиять на аудиторию и заставить ее мыслить в нужном направлении. Один из самых ярких феноменов последнего времени – анимационный сериал «Маша и Медведь», популярный во всем мире, который стремится показать медведя (аллюзия на Россию) как хорошее, мирное, опекающее маленькую девочку существо».

«Любопытно, а если бы Медведь был злобным и неприятным существом, тогда мультфильм был бы назван «правильным»?» – иронизирует Пошевецкая. 

Другим источником «информационной диверсии» в том же исследовании назван российский КВН, который «является шоу с закодированными политическими посланиями, которое часто политики используют в предвыборной борьбе». Поэтому литовскому зрителю, по мнению «распознавателей пропаганды», лучше вообще не смотреть российское телевидение, так как в качестве «информационной атаки» может быть использовано все что угодно.

..............